Произведения христианской меднолитой пластики представлены на выставке «Гармония эмали. Меднолитая пластика»

Произведения христианской меднолитой пластики представлены на выставке «Гармония эмали. Меднолитая пластика»

Церковь и общество

Август

14

2023

9 августа 2023 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялось торжественное открытие выставки «Гармония эмали. Меднолитая пластика». На выставке представлены произведения русской христианской меднолитой пластики, декорированные эмалью — требующим высокого мастерства материалом.

В Древней Руси меднолитые изделия с эмалью известны с домонгольского периода. К этому времени относятся экспонируемые кресты-энколпионы XII века, украшенные перегородчатой многоцветной эмалью.

Крест-энколпион «Господь Вседержитель, с предстоящими и избранными святыми. Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми». XIV век
Большой интерес представляют предметы, связанные с литейными мастерскими Выговского Данилова монастыря — крупнейшего духовного и художественного центра старообрядчества, основанного в 1694 году в Поморье. В искусстве украшения эмалью меднолитых произведений литейщики Выга достигли высокого уровня мастерства. Их эмали отличались разнообразной палитрой, глубиной и повышенной насыщенностью цвета, гармоничными колористическими решениями. Выговские изделия, экспонируемые на выставке, демонстрируют яркий, изысканный эмальерный декор.

Московские литейные заведения c конца XVIII века стали продолжателями традиций поморского литья. В Москве уже в последней четверти XVIII столетия во всех старообрядческих беспоповских общинах производили изделия по поморским образцам. В первой половине XIX века Преображенские федосеевские мастерские обеспечивали медным литьем общины по всей стране. Произведения московских мастеров отличаются особой декоративностью и разнообразием цветов, создающих порой неповторимые сочетания. Литейные мастерские были и у старообрядцев-поповцев. Самые известные центры производства медного литья располагались в Московской (Гуслицы, Загарье) и Владимирской (Никологорский погост) губерниях.

Выставка работает с 10 августа до 1 октября включительно. Для посетителей запланированы кураторские экскурсии

Крупный центр старообрядческого художественного литья — Гуслицы — находился в Богородском уезде, к юго-востоку от Москвы. Старообрядческие произведения меднолитой пластики, украшенные эмалью, иногда позолоченные или посеребренные, отличаются удивительной праздничностью. Как художественное явление они абсолютно уникальны и не имеют прямых аналогов в истории декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены произведения из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций. Большинство экспонатов выставляются впервые.

В первой половине XIX века классификация медного литья интересовала не только историков и археологов, но и чиновников Министерства внутренних дел. Так, в одном из документов 1840-х годов значится:

«… отличные медные кресты и иконы, известные под названиями: загарских, поморских, погостских и других, из коих первые два сорта отливают в Московский, а последние во Владимирской губернии.Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…».

У разных видов литья были художественные и даже богословские особенности. Иконы и кресты «лучшей поморской работы» продавались поштучно, тогда как другие категории меднолитой продукции продавались на вес по цене за пуд. Так в гуслицких селениях отливалось очень большое количество образов, складней, крестов. Часть из них отправлялась на продажу в Москву, прочие — в другие старообрядческие центры.

Экспозицию представил заместитель директора музея по развитию Сергей Богатырев: «Сегодня особенный для музея день. Мы открываем камерную, но в то же время очень масштабную выставку. На примере более 150 памятников искусства мы хотели показать всю красоту эмали, представив не только произведения из собрания музея, но и из частных коллекций».

Директор музея и куратор выставки Михаил Миндлин рассказал об истории эмали и меднолитой пластики и отметил: «На выставке представлены предметы чрезвычайно высокого художественного уровня от крестов-энколпионов XII века до произведений московских мастерских начала ХХ века, которые позволяют проследить как стилевые художественные приемы менялись во времени. Причем речь идет о художественных произведениях чрезвычайно высокого уровня, которым прежде уделялось недостаточно внимания». Михаил Миндлин добавил, что в советском искусствоведении исследовали меднолитую пластику, но раннюю. А произведения со второй половины XVII века и до начала ХХ века были «незаслуженно обойдены» учеными и музейщиками. ЦМИАР восполняет этот пробел.

Если меднолитая пластика сама по себе — это тиражные/малотиражные произведения, то крест или икона, украшенная эмалью, — всегда уникальный предмет, не имеющий аналогов.

«Мастер-эмальер никогда не повторялся, результат зависел от разных способов подбора эмали, разных приемов ее нанесения, уникальных колористических решений», — рассказал Миндлин.

В России с древних времен искусство эмали развивалось в самых разных формах: известны выемчатая и перегородчатая эмаль, эмаль по скани, витражная эмаль, глухие и прозрачные эмали и другие виды. Необыкновенного разнообразия достигли эмальерные техники в конце XIX — начале ХХ в., особенно в ювелирном искусстве.

«Это направление декоративно-прикладного искусства отражает русское национальное сознание, потому что нигде, кроме как в России, прямых аналогов этому виду искусства нет», — подытожил Михаил Миндлин.

Используя различные оттенки, художники-эмальеры создавали причудливый и довольно непривычный, по сравнению с живописными иконами, фон. Часто иконки и складни дополнительно серебрили или золотили.

«Они использовались, и дома, и в путешествиях. Можно было этот складень достать, разложить, все створочки складываются. Они очень хорошо закрываются. Здесь вы видите Крест Голгофский на фоне иерусалимской стены», — объяснила сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева Елена Давыдова, заведующий сектором декоративно-прикладного искусства. Она также выразила благодарность сокуратору, коллегам и частным коллекционерам и поздравила всех с открытием экспозиции.

Выставка работает с 10 августа до 1 октября включительно. Для посетителей запланированы кураторские экскурсии.

Русская вера