Редкие работы Васнецова представил Музей религии в Петербурге

Редкие работы Васнецова представил Музей религии в Петербурге

Церковь и общество

Декабрь

14

2023

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге открыл выставку «В.М. Васнецов и последователи» к 175-летию со дня рождения великого русского художника. Как рассказала ТАСС ведущий научный сотрудник музея и один из авторов выставки Ольга Коробко, на выставке среди прочего представлены четыре пятиметровых полотна Васнецова, которым по соображениям сохранности нельзя покидать стены музея.

«Конечно, всех в первую очередь интересуют четыре больших пятиметровых полотна, которые Васнецов делал для интерьера храма святого Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский (ныне город Гусь Хрустальный – прим. ТАСС). Эти полотна сделаны как эскизы, но учитывая их размеры, это большая работа по тому, как в рамках экспозиционного пространства установить эти огромные натянутые на тяжелые подрамники и вставленные в раму картины. Их нельзя вывозить из музея, поэтому присутствовать на других выставках, посвященных Васнецову, у этих работ нет возможности – их можно увидеть только у нас», – рассказала Коробко.

На выставке представлены картины «Голгофа», «Сошествие во ад», окончательные эскизы для мозаик «Евхаристия» и «О Тебе радуется», а также эскиз неосуществленной росписи плафона центрального нефа «Всадники Апокалипсиса» и деревянный Крест-распятие – последняя работа живописца перед смертью. Она также отметила, что в фондах музея находятся работы Васнецова с 1869 по 1926 год, что позволяет представить художника разным, пусть и объединенным поиском одного конкретного образа «мирового Христа».

Выставка продлится до 17 марта 2024 года

Второй раздел рассказывает о широком признании религиозной живописи Васнецова в конце XIX – начале XX вв. и представляет работы его последователей – иконописцев Ф. Грязнова, В.П. Гурьянова, И. Шептунова, А. Вашурова и других. Популярность произведений В. Васнецова привела к тому, что наиболее известные из них тиражировались способом репродуцирования. К числу наиболее редких повторений относятся представленное на выставке изображение Христа Вседержителя с росписи купола Владимирского собора в Киеве в технике литофании, гравюра на антиминсе, образцы хромолитографической народной картинки (И.Д. Сытин, Е.И. Фесенко), раскрашенные фототипии с росписей В. Васнецова в Киево-Владимирском соборе фирмы Аванцо, из которых в монастырях и храмах составляли иконостасы.

Одно из представленных полотен М. Нестерова — эскиз для мозаики, которая сейчас украшает внутреннее убранство храма Спаса на Крови. Авторство некоторых работ установить так и не удалось, но, как говорят исследователи, в них четко прослеживается влияние Васнецова.

«Соединив Васнецова с его последователями, мы хотели показать, насколько сильно было его воздействие на религиозную монументальную живопись и вообще на русскую культуру – он представлял совершенно другой взгляд на искусство», – подытожила куратор.

Благовест инфо