Два великих реквиема сыграли на закрытии Рождественского фестиваля духовной музыки

Два великих реквиема сыграли на закрытии Рождественского фестиваля духовной музыки

Церковь и общество

Январь

23

2024

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки завершился концертом «Два великих реквиема». Сочинения Форэ и Дженкинса исполнили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, «Мастера хорового пения» и солисты Анна Аглатова и Василий Ладюк. В Доме музыки была Дженнет Арльт.

Владимир Спиваков к этому концерту подготовку начал задолго до репетиций, всю партитуру проиграл в своей голове во время многочасового авиаперелета. В воображении маэстро уже сложилась звуковая картина. Воплощает её в жизнь вместе с руководителем «Мастеров хорового пения» Львом Конторовичем. «Когда вы читаете книжки, вы же понимаете, что там написано, а я слышу всё, что написано здесь, и представляю, как это будет звучать, нюансировку делаю специфическую», – пояснил худрук и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России, народный артист СССР Владимир Спиваков.

Реквием Форе лишен мрачных, апокалиптических пророчеств. Это ажурная конструкция, полная лирики и света. Следуя замыслу композитора, дирижер, солисты и хор музыкой плавной и текучей создают образ вечного и безмятежного покоя, который ждет человека по ту сторону жизни. «Мы привыкли, что реквием – это прощание, это всегда грустно. К тому же, там есть страшные части. Мы знаем «Dies Irae» знаменитое, которое сотрясает все вокруг. Здесь этого нет. Это очень светлое. Я так представляю, что, когда Форе писал, он думал о каком-то удивительном, прекрасном, добром, светлом человеке, и он его отправляет в рай», – рассказал худрук и главный дирижёр Академического Большого хора «Мастера хорового пения», народный артист России Лев Конторович.

В заключительном концерте Рождественского фестиваля прозвучала музыка композиторов разных эпох и стран, но музыкальный язык диалога с богом понятен каждому чуткому зрителю

«Это невероятной красоты музыка. Публика в зале на протяжении 40 минут сидит и задумывается о своей жизни», – отметила солистка оперной труппы Большого театра Анна Аглатова.

Если Форе, хоть и совершил в жанре реквиема мягкую, но революцию, его сочинение – продукт XIX века. Современное видение духовной заупокойной мессы Владимир Спиваков представил через музыку британского композитора Карла Дженкинса. Его реквием написан менее 20 лет назад. Дженкинс знаменит сочинениями в жанре кроссовер, он умело экспериментирует с музыкой классической, этнической и джазовой. Критики называют реквием Дженкинса постмодернистским, в нем автор соединил и противопоставил две концепции смерти – западную и восточную. Латинский традиционный текст автор дополнил японскими хокку, а стандартный состав оркестра усилил экзотическими музыкальными инструментами. Голос западного мира воплощается в звуках современной музыки, подчас напоминающей техно, голос востока – в пении на японском. В заключительном концерте Рождественского фестиваля прозвучала музыка композиторов разных эпох и стран на чуждых для нас языках – латыни и японском, но музыкальный язык диалога с богом понятен каждому чуткому зрителю.

Культура