Во всем мире
Декабрь
26
2024
Поиски ковчега Завета с десятью заповедями — краеугольный камень археологии. Реликвия детально описана в Библии. Ее следы находят по всему миру. Но каждый раз разгадка ускользает от ученых.
Все было под носом
Среди лотов на последних торгах аукциона Sotheby’s в Нью-Йорке был один, который определенно заслуживал особого внимания.
Его история началась в 1913 году, когда строители прокладывали железную дорогу в израильском городе Явне. На лежавшую в грунте плиту размером 50 на 50 сантиметров попросту не обратили внимания. Один из рабочих забрал ее домой и использовал как камень для мощения.
Тридцать с лишним лет никто и подумать не мог, что в садовой дорожке лежит бесценная реликвия. Только сын того самого железнодорожника заметил странные письмена на плите.
Он обратился за консультацией к археологу из Тель-Авива Иакову Каплану. А тот не раздумывая купил артефакт. И уже из рук ученого он окольными путями попал на нью-йоркский аукцион, где и был продан — за бесценок. Выставлялся за миллион долларов — в итоге ушел за пять.
Загадочная плита с письменами оказалась ничем иным, как декалогом. Причем древнейшим. Конечно, это не та скрижаль, что Моисей получил от Бога на горе Синай. Текст, выгравированный палеоеврейским шрифтом, датируется IV-IX веками нашей эры.
С оригиналом, понятно, гораздо сложнее. До сих пор неизвестно, где он находится. Согласно Священному Писанию, Всевышний повелел создать для скрижалей Завета особое хранилище — ковчег.
Выполненный из дерева ситтим (особый вид акации, произраставший на побережье Красного моря), он был два с половиной локтя (120 сантиметров) в длину, полтора (70 сантиметров) — в ширину, полтора — в высоту. Снаружи и изнутри обложен чистым золотом, увенчан большой короной.
Священный ларец сопровождал еврейский народ все 40 лет блуждания по пустыне и в годы отвоевания земли Ханаан. Для него построили скинию — походный храм, где в течение трех веков совершали богослужения.
Только в IX столетии до нашей эры царь Давид повелел соорудить на горе Сион в Иерусалиме специальную молельню. А его сын — Соломон — воздвиг на том месте полноценный храм. Там ковчег хранили в святая святых, куда имел право заходить лишь первосвященник. Да и то раз в год.
Именно поэтому в библейских книгах, повествующих о временах после Соломона, о скрижалях говорится очень мало.
Единственный, кто знал
Последний раз святыня упоминается в 622 году до нашей эры — когда иудейский царь Иосия распорядился более не носить ковчег на плечах. По-видимому, его периодически выставляли напоказ. Что было потом — источники умалчивают. Достоверно известно лишь, что в 586-м Иерусалим захватил царь Навуходоносор. А от храма не оставили камня на камне.
За годы вавилонского плена о ковчеге — ни слова. Не было его и в знаменитом списке ценностей, которые в 538-м персидский царь Кир вернул еврейскому народу. Он же позволил заново отстроить Иерусалимский храм. Но святая святых оставалась пуста. «На месте ковчега был камень вышиной в три пальца», — писал уже в I веке нашей эры историк Иосиф Флавий.
Поиски ковчега Завета с десятью заповедями — краеугольный камень археологии
И вот уже две с половиной тысячи лет продолжаются споры. Одни иудейские учителя утверждали, что вавилоняне уничтожили ковчег вместе с храмом. Другие — что те забрали его с собой. Третьи полагали: святыню надежно спрятали еще до нашествия Навуходоносора.
О тайнике, говорили мудрецы, знал лишь один человек — пророк Иеремия. Он обличал вероотступничество царя Манасии (поклонялся финикийскому Ваалу и вавилонской Иштар) и однажды покинул Иерусалим. А ковчег, «не выдержав мерзости греха», чудесным образом последовал за ним.
Пророк отправился к горе Нево за рекой Иордан, где, по преданию, умер Моисей. «Придя туда, — говорится в Книге Маккавеев, — Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, <…> и заградил вход».
Получается, святыня не вернулась в Иерусалим. В XX веке археологи искали ее восточнее Мертвого моря — последний раз раскопки там были в 1930-х. Безуспешно. Библеисты объяснили неудачу: рассказ о бегстве Иеремии составлен не ранее II века до нашей эры, поэтому искать следовало в другом месте.
Могло быть и по-другому
По другрй версии, ковчег спрятал не пророк, а священники. Во время нашествия Навуходоносора они якобы унесли ларец в секретные тоннели под горой Сион.
Еще в начале XX столетия группа археологов обнаружила под Храмовой горой ходы, ведущие к Силоамской купели — бассейну для ритуального очищения в восточной части Иерусалима. Но и там ничего не нашли.
Скептики, в свою очередь, выдвигают мощный аргумент: если артефакт спрятали под горой в VI столетии до нашей эры, почему его не вернули на место в I веке, когда царь Ирод возвел Второй Иерусалимский храм? Отсюда — еще одна гипотеза.
Пять лет назад израильские археологи раскопали в городке Бейт-Шемеш развалины необычного святилища возрастом около трех тысяч лет.
«Планировка очень похожа на описание в библейской книге Самуила: еще при царе Давиде для ковчега возвели специальный временный храм, чтобы спрятать от филистимлян, с которыми тогда воевали евреи», — объяснял журналистам профессор археологии Тель-Авивского университета Цви Ледерман.
Не исключено, что спустя несколько столетий ларец привезли сюда вновь. Правда, в источниках это событие не зафиксировано, а значит, гипотеза сомнительная.
За колючей проволокой
Другая, более экзотичная — поосновательнее. Искать нужно в Африке.
Известно, что еще в V веке до нашей эры иудаизм исповедовали в Эфиопии. По преданию, эту религию принес царь Менелик — сын Соломона и царицы Савской. Взойдя на престол, он совершил паломничество в Иерусалим. Вернулся со священниками и ковчегом. В столице, Аксуме, для царя построили гигантский дворец.
Это считали выдумкой, но в 2008-м немецкие археологи обнаружили остатки грандиозного сооружения со множеством комнат и коридоров.
И по сей день эфиопы уверены: реликвия хранится у них — в храме Девы Марии Сионской. Туда ее перенесли с принятием христианства в IV веке. Центральное здание этого религиозного комплекса огорожено колючей проволокой. Заходить туда может исключительно священник-хранитель, которого избирают пожизненно.
Поэтому ученые не могут ни подтвердить, ни опровергнуть африканскую версию. И вопрос о том, где находится ковчег Завета, по-прежнему остается открытым.
Депутаты внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект о запрете рекламы эзотерических и энергетических услуг, а также о блокировке ресурсов, предлагающих такие услуги.Законопроект запрещает рекламу услуг астрологов, экстрасенсов, магов, нумерологов, тарологов, ...
Кинопроект «Иисус» оказал влияние на миллионы людей по всему миру, донося евангельское послание на более чем 2200 языках с помощью фильма «Иисус», выпущенного в 1979 году. Теперь организация взялась ...
По словам руководителей архиепархии Лос-Анджелеса, на эту Пасху в католическую церковь обратилось более 5500 человек — это самое большое число за последние десять лет и поразительный показатель для крупнейшей ...
Международная научно-практическая конференция «Межкультурное взаимодействие как фактор сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей» состоялась в Москве
Ярким свидетельством единства и веры завершилась двухдневная сестринская конференция «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь», прошедшая 11 и 12 апреля в Братске, в спортивно-оздоровительном комплексе «Чемпион». Участие в ней приняли женщины ...