Церковь и общество
Декабрь
5
2023
Выставка «Эскизы и этюды» к картине «Явление Христа народу» кисти Александра Иванова открылась в Третьяковской галерее. Ей принадлежит графическое наследие художника. Как рождалась знаменитая картина, можно проследить по серии акварельных и карандашных набросков, передает корреспондент телеканала «Культура» Антон Николаев.
Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал на протяжении 20 лет. Сам по себе это беспрецедентный в истории русского искусства случай. Мало кто видел те несколько сотен подготовительных эскизов и набросков, которые предшествовали созданию монументального полотна. В Третьяковской галерее хранится более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов с рисунками Александра Иванова. Но даже те несколько десятков, которые демонстрируются на этой выставке, дают представление о том пути, который прошел художник. Видно, как год от года менялся замысел картины, композиция, герои.
«Главная картина Иванова – загадка, неразгаданная до сих пор. Ей посвящено огромное количество работ, и все равно она остается загадкой. Как столько лет художник работал над этим самым большим произведением? Что он не доделал? Почему он не завершил свой главный труд? В чем он опередил свое время?» – рассказала куратор выставки Ирина Шуманова.
За время работы над картиной в своей мастерской в Риме художник несколько раз показывал ее разным людям. Это и будущий император Александр II, тогда цесаревич, который впоследствии выкупил полотно у художника, и Николай Гоголь, которого, как полагают некоторые искусствоведы, он изобразил среди толпы, и целый ряд русских и европейских художников. Эпопеей было не только создание, но и перевозка гигантского полотна из Рима в Санкт-Петербург. Во время путешествия по морю корабль попал в сильный шторм. Да и самому Иванову досталось от некоторых критиков.
Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал на протяжении 20 лет
«К счастью, картина жива, картина здесь и находится в этом зале, который выстроен специально для нее. Это бывший внутренний двор Третьяковской галереи, который к реконструкции, завершившейся в 1995 году, был перекрыт. И здесь у нее есть воздух, пространство, возможность отойти, посмотреть на определенном расстоянии на эту картину. Мне кажется, что она в Третьяковской галерее обрела свое настоящее и достойное место», – отметила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
Сколько бы не изучали искусствоведы картину Александра Иванова, вряд ли найдется кто-то один, кто однажды поставит в этом вопросе точку. Сюжеты на вечные темы будут вызывать не только вечные споры, но и вечно приковывать к себе внимание. И для каждого нового поколения эта картина будет открываться заново.
Духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин) умер в 23.40 мск 15 марта, рассказал РИА Новости пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и ...
В Улан-Удэ представители центра духовно-нравственного восстановления «Найдал-Надежда» рассказали о своей деятельности по случаю успешного завершения студентами годичной программы «Равный консультант». 8 марта 2025 года курс окончили 12 человек, освободившись от ...
В Петербурге завершаются работы по реставрации Англиканской церкви Иисуса Христа. Здание, расположенное на Английской набережной, постепенно возвращает свой исторический облик, включая уникальные интерьеры и архитектурные элементы. Основные этапы реставрации ...
Калининградская выставка «Сотворение» номинирована на VIII Международную архитектурно-дизайнерскую премию «Золотой Трезини» как лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции. Для Анненкирхе и арт-группы «Зерно» большая честь участвовать в ...
В ОП РФ проанализируют роль и статус женщины в семье и обществе, а также методы и формы сохранения традиционных ценностей 18 марта в 11:00 в Общественной палате РФ (Миусская пл., ...