Государство и церковь
Декабрь
21
2023
Синодальная комиссия РПЦ по биоэтике выступила за разработку документа «о понятии эвтаназия, ее формах, духовном измерении процедуры и духовной ответственности ее участников», само же отношение к эвтаназии остается в Церкви неизменным, это грех, заявил РИА Новости секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов.
Ранее на сайте РПЦ сообщили, что в декабре прошло заседание Синодальной комиссии по биоэтике, на котором Абрамов «представил обзор документов поместных православных церквей по теме эвтаназии и поставил вопрос о целесообразности разработки отдельного документа Русской православной церкви по этой проблематике». В Основах социальной концепции РПЦ, принятых в 2000 году, указывается, что «эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент, в последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех».
Комиссия РПЦ по биоэтике выступила за создание документа о понятии «эвтаназия»
«Позиция членов синодальной комиссии по биоэтике состояла в том, что необходим отдельный документ об эвтаназии. Значит, мы, синодальная комиссия, которая является консультативным органом, возможно, сформулируем тезисы, которые предложим патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, священноначалию Русской церкви, на одобрение. Если нам скажут этим заняться, мы, чтобы сформулировать позицию, изучим опыт других христианских церквей и привлечем специалистов: медиков, биологов, философов, богословов. Этот процесс, конечно, займет определенное время», — сказал Абрамов.
Он отметил, что позиция Русской церкви по эвтаназии «останется неизменной», и отметил, что она уже изложена в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», где эвтаназии сказано решительное «нет». «В новом документе не предполагается никакого «да, но может быть», или «нет, но» с оговорками. Однако с 2000 года, когда эвтаназия получила отрицательную оценку в «Основах», эта процедура стала сложнее, изощреннее, хитрее. Значит, возможно, имеет смысл подумать не о том, чтобы пересмотреть наше отношение к эвтаназии, но о том, как более точно и ясно откликаться на современные вызовы, связанные с усложнением процедуры и самого понятия эвтаназии», — пояснил священник.
По его словам, в новом документе можно было бы рассмотреть вопрос духовной ответственности участников этой процедуры. «Этот документ — о понятии эвтаназия, ее формах, духовном измерении процедуры и духовной ответственности ее участников, а также распределении этой ответственности, альтернатив для всех сторон, вовлеченных в этот процесс. Какая мера духовной ответственности у лиц, участвующих в эвтаназии — в зависимости от обстоятельств, в которых она проводится: медиков, самого пациента и духовенства? Также в этом контексте уместно рассмотреть темы паллиативной помощи, отключения аппарата ИВЛ, согласия или несогласия пациента с восполнением его жизненных функций через тяжелое лечение, эвтаназии добровольной и нет, в том числе среди несовершеннолетних (дети в случае с эвтаназией вообще не принимают решение), эвтаназии через введение смертельного препарата или через отказ от необходимого лечения, эвтаназии по параметрам смерти мозга, по параметрам неврологической кончины», — пояснил секретарь комиссии.
Абрамов напомнил, что в российском законодательстве эвтаназия приравнена к убийству «и здесь вопросов нет, а вот в духовном смысле православным нужно на что-то ориентироваться». «Так же, например, в случае с абортами. Врач, принимающий участие в аборте, участвует в грехе или нет — и в каком случае? Если он не верующий, для него этот вопрос не существует. А если наоборот — это очень острый вопрос, и голос православной церкви тут важен и, с моей точки зрения, позиция может быть артикулирована более подробно», — считает протоиерей.
Он добавил, что у ряда поместных православных церквей уже есть «особые документы по эвтаназии». «А, например, в Западной Европе, в Католической церкви, широко обсуждался и такой вопрос: должен ли священник входить в палату к пациенту, который принял решение об эвтаназии, чтобы дать ему последнее напутствие. Одни говорят: «Ни в коем случае, мы поощряем тем самым решение об убийстве», а другие – «Нужно идти, может быть, он еще и передумает». В общем, есть разные мнения», – рассказал Абрамов.
Также он напомнил, что несколько лет назад РПЦ подписала документ «Общая позиция авраамических религий относительно конца жизни». «Этот документ подписан христианами, мусульманами и иудеями. Странно было бы, если бы позиция Русской церкви не была бы в более подробном виде сформулирована», — заключил собеседник агентства.
Иуда Искариот. Карикатурный злодей или отражение каждого из нас? Почему история Иуды ближе к нашей жизни, чем мы привыкли думать?
На этой неделе в Белом доме проходят различные пасхальные мероприятия в ознаменование Страстной недели — в знак признания жертвы Иисуса Христа на кресте и Его победы над смертью. «Благодаря ...
16 апреля 2025 Указом Президента РФ Владимира Путина было вынесено решение наградить орденом Почета Начальствующего епископа РОСХВЕ, члена Общественной палаты РФ, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ ...
Всемирно известная американская тату-мастер, звезда реалити-шоу и галеристка Kat Von D (настоящее имя Кэтрин фон Драхенберг) перешла в православие и резко изменила свое поведение и взгляды на мир:«Я стремлюсь к ...
Объединенный симфонический оркестр Мариинского и Большого театров под руководством Валерия Гергиева выступлением в Воронеже открыл XХIV Московский Пасхальный фестиваль. Об этом сообщила пресс-служба правительства Воронежской области."Сегодня выдающийся дирижер и Объединенный ...