Во всем мире
Апрель
15
2024
В Венеции проходит реставрация грандиозного «Распятия» кисти Тинторетто из Скуолы ди Сан-Рокко, сообщает интернет-издание Savevenice.
«Распятие» кисти Тинторетто считается одним из величайших шедевров искусства эпохи Возрождения в Венеции, возможно, вторым после «Ассунты» Тициана, если вообще вторым.
Это огромное полотно высотой более 5 метров и шириной 12 метров расположено над стойкой, за которой сидели официальные лица Братства святого Роха в Венеции.
Картина была завершена в 1565 году, в том же году, когда Тинторетто стал членом Братства святого Роха (Скуолы ди Сан-Рокко).
К тому времени, когда ему было поручено «Распятие», Тинторетто уже написал картины «Святой Рох, исцеляющий больных чумой» (1549 г.) и «Христос у купальни Вифезда» (1559 г.) для братской церкви, а также украсил потолок зала заседаний Скуолы (1564 г.).
9 марта 1565 года Тинторетто получил окончательную оплату в размере 250 дукатов за свое «Распятие». В том же году он подписал полотно слева внизу: «1565. Во времена великолепного Джироламо Роты и братьев. Якопо Тинторект».
В дарственной надписи подчеркивается ключевая роль, которую сыграл Джироламо Рота, главный чиновник Скуолы и влиятельный сторонник Тинторетто.
Тинторетто, должно быть, сделал десятки фигуральных этюдов, прежде чем остановился на композиции, которую воплотил в своем полотне.
Впечатляющим примером является этюд одной из скорбящих женщин у подножия креста (Галерея Уффици, Флоренция), в котором художник сосредотачивает внимание не только на драпировке и ее извилистых складках, но и на структуре извивающегося тела под ней.
Еще один интересный набросок из музея Боймана ван Бёнингена в Роттердаме изображает мужскую фигуру, склонившуюся влево.
Научный анализ, проведенный во время последней консервации картины (1972 г.), показывает, что Тинторетто обрисовывал композицию прямо на холсте, рисуя сначала обнаженные фигуры, поверх которых затем наслаивал нарисованные драпировки.
Сохранившиеся незаконченные картины (например, «Святое семейство с юным Иоанном Крестителем», Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен) подтверждают, что такой художественный процесс ни в коем случае не был чем-то необычным для Тинторетто. Действительно, даже его сына Доменико обучали тому же творческому процессу, что доказывает его «Верность» в Гарвардском художественном музее.
Чтобы сформулировать такую огромную и обширную композицию, Тинторетто черпал вдохновение из своего «Распятия в Скуоле дель Сакраменто» в венецианской церкви Сан-Северо. Действительно, влияние картины Сан-Северо очевидно в центральной фигуре Христа, в скорбящей группе под ним, в солдатах, играющих в кости, и в фигурах верхом на лошадях по бокам.
Полномасштабная репродукция картины будет установлена на фасаде строительных лесов, что позволит посетителям ощутить визуальное воздействие этой монументальной картины во время реставрации
Тем не менее, в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто удалось сделать композицию менее хаотичной, изолировав Христа на верхнем крае картины и расчистив передний план для множества отдельных повествовательных событий, которые, кажется, происходят одновременно. Эти события, каждое из которых тщательно определяется пространственными интервалами, включают в себя бросание солдатами жребия, чтобы разделить одежду Христа, насмешку над Христом, принесение пропитанной уксусом губки и обморок Девы Марии.
Два дополнительных эпизода заслуживают обсуждения. Справа Злой разбойник все еще лежит на земле, повернувшись спиной ко Христу, его судьба уже решена, поскольку распятие скоро закончится его смертью. На противоположной стороне Добрый разбойник поднимается на свой крест и смотрит на Христа, исполняя таким образом пророчество Господа: «И когда Я вознесусь от земли, всех привлеку к Себе» (Иоанна 12:32).
Ученые предположили, что Тинторетто, подобно изображению Страшного суда, разделил композицию на две части: слева от Христа – неверные, справа – те, кто открыт Откровению. Соответственно, римский центурион на белом коне справа от Христа считается «замаскированным» портретом Джироламо Роты, главного чиновника Скуолы, заказавшего картину Тинторетто.
Консервационная обработка «Распятия» Тинторетто будет проходить на месте, в Зале Альберго Скуолы Гранде ди Сан-Рокко. Полномасштабная репродукция картины будет установлена на фасаде строительных лесов, что позволит посетителям ощутить визуальное воздействие этой монументальной картины во время реставрации. В первые месяцы 2023 года фирма CBC провела неинвазивный анализ картины, включая УФ- и инфракрасную съемку, чтобы выявить любые проблемы или поврежденные участки. Используя эти результаты, начиная с весны 2023 года реставраторы стали решать проблемы с состоянием картины и тщательно удалять неоригинальные поверхностные слои, включая грязь, старый лак, перекраску и ретушь от предыдущих обработок. Ожидается, что реставрация продлится два года.
Сохранение «Распятия» Тинторетто стало возможным благодаря спонсорской помощи Арнольда М. Бернштейна.