Расшифрованная «Вавилонская карта мира» включает историю «ковчега», связанную с всемирным потопом

Расшифрованная «Вавилонская карта мира» включает историю «ковчега», связанную с всемирным потопом

Во всем мире

Ноябрь

2

2024

3000-летняя вавилонская табличка, известная как Imago Mundi, или «Вавилонская карта мира», недавно привела исследователей Британского музея к удивительной находке: отсылке к истории о «Великом потопе», которая перекликается с библейским рассказом о Ноевом ковчеге.

Первоначально обнаруженная в 1882 году в Сиппаре, древнем вавилонском городе недалеко от современного Багдада, Ирак, эта уникальная глиняная табличка бросала вызов археологам и ученым на протяжении более столетия. Однако недавний прорыв в расшифровке клинописного письма на обороте таблички открыл новые детали, которые связывают древние вавилонские верования с историями о потопе, знакомыми многим по всему миру.

На этой замечательной табличке, размером едва ли больше ладони, изображена самая старая из известных карт мира.

«Если вы посмотрите внимательно, — вы увидите, что на плоской поверхности глины нарисован двойной круг… с клинописной надписью, которая гласит: «Это Горькая река»», — объясняет доктор Ирвинг Финкель, куратор Британского музея.

Внутри этого двойного круга находится Вавилон, окруженный водной границей, представляющей Месопотамию. Река Евфрат и несколько крупных городов, включая сам Вавилон, отмечены внутри границ карты.

За пределами этого «известного мира» на табличке изображены треугольные формы, которые, как полагают, представляют горы или далекие, таинственные земли. Эти места связаны с потусторонними особенностями, описанными Финкелем как «места, полные магии и полные тайны».

Надписи об этих регионах повествуют о странных землях, где никогда не светит солнце, растут драгоценные деревья и бродят гигантские нелетающие птицы, описывает Финкель.

Он отмечает, что восемь изначальных треугольников, или регионов, образуют сеть сфер за пределами повседневной реальности вавилонян. Один из этих регионов, выявленный в ходе недавнего анализа, имеет поразительное сходство с библейской историей о Ноевом ковчеге.

Обратная сторона таблички служит путеводителем по этим чужим землям, подробно описывая, с чем может столкнуться искатель приключений во время путешествия в «неизведанное».

В захватывающем описании одна из надписей сообщает, что для того, чтобы достичь четвертого треугольника, «вы должны пройти семь лиг», после чего исследователь найдет «что-то толстое, как парсикту-сосуд».

Этот редкий термин, «парсикту», ссылается на точный размер сосуда и был обнаружен только на нескольких других вавилонских табличках, в частности, в истории о вавилонском потопе, включающей массивную конструкцию, похожую на ковчег. Этот гигантский сосуд построил Утнапиштим, вавилонский Ной, следуя указаниям бога Эа, чтобы защитить свою семью и различных существ от надвигающегося потопа.

По словам доктора Финкеля, клинописные надписи на карте Imago Mundi описывают этот древний «ковчег», который, как гласит легенда, остановился на горе, известной как Урарту. В Библии говорится, что Ноев ковчег приземлился на Арарате, который, по мнению ученых, является той же горной грядой, которую вавилоняне называли Урарту.

3000-летняя вавилонская табличка, известная как «Вавилонская карта мира», недавно привела к отсылке к истории о «Великом потопе», перекликающемся с библейским рассказом о Ноевом ковчеге

«Это показывает, что история была той же самой, и, конечно, одно привело к другому», — объясняет Финкель. Для вавилонян путешествие ковчега было историческим фактом, отраженным в их космологии и географии.

Вавилонская легенда о потопе параллельна не только истории Ноя, но и другим древним ближневосточным сказаниям о потопе, что говорит о том, что эти цивилизации разделяли культурную память о великом потопе.

В то время как история о потопе Гильгамеша известна по табличкам примерно 3000-летнего возраста, то библейское повествование о потопе Ноя датируется временем примерно 5000 лет назад, что подчеркивает древнюю и глубоко укоренившуюся связь между мифологиями этих цивилизаций.

Финкель объясняет, что эта история о крупном потопе, выживании и последующем наблюдении остатков ковчега на горе была для вавилонян больше, чем легендой. Она была вплетена в их мировоззрение и космологию. Карта Imago Mundi предлагала буквальное и символическое изображение этой истории. По мнению Финкеля, изображение представляло пределы известного мира и начало земли «за пределами известного мира» — место мифа и воображения.

Повторное открытие этой древней связи между вавилонскими и библейскими историями о потопе вновь разжигает споры о Ноевом ковчеге и его предполагаемом месте упокоения на горе Арарат, отмечается в сообщении Daily Mail.

Ученые из Стамбульского технического университета, которые исследовали место на горе Арарат, недавно обнаружили морскую глину и свидетельства древней человеческой деятельности, датируемые временем примерно 3000–5000 лет назад. Их открытия поднимают вопросы о том, не сформировало ли древнее наводнение местные ландшафты и, возможно, не вдохновило ли оно эти легенды о наводнении.

В то время как большинство историков рассматривают Ноев ковчег как символическую историю, а не как историческое повествование, археологические находки и текстовые открытия продолжают интриговать тех, кто интересуется возможными реальными источниками вдохновения для таких историй.

Табличка Imago Mundi не только раскрывает восприятие вавилонянами своего мира и космоса, но и подтверждает, что древние культуры по всему Ближнему Востоку разделяли общую культурную память о великом потопе — память, увековеченную на этой хрупкой глиняной табличке.

Седмица