Отношение евангельских верующих к Масленице и другим народным традициям

Отношение евангельских верующих к Масленице и другим народным традициям

Церковь и общество

Март

16

2024

Допустимо ли верующему украшать ель на Новый год? Следует ли обзванивать всех родных и близких в Прощеное воскресенье, когда извиняться можно в любой другой день? Каким образом относиться к Масленице: как к народной традиции или отголоску языческой славянской мифологии? Задающие подобные вопросы хотят знать, как правильно должна выражаться вера.

Соблюдение общепринятых обычаев показывает, что люди являются частью одного народа. Пренебрежение традициями нарушает ощущение общности и осложняет общественные отношения. Причина этому – наличие в человеке бессознательного механизма, который считывает поведение других людей и классифицирует их по типу «свой-чужой».

С одной стороны, Христос повелел идти к народам, а с другой – Писание недвусмысленно предупреждает: «…в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы <…> имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся. Таковых удаляйся» (см. 2Тим 3:5). Как в таком случае следует поступать? Не отстраняться от людей, но своим примером показывать, как удаляться от зла.

Проповедуя Евангелие, невозможно не учитывать традиции. Как правило, многие отмечают Масленичную неделю и считают, что она отведена специально для того, чтобы хорошенько наесться перед Великим постом. Однако Масленица по своему смыслу не имеет отношения к Сырной седмице – последней подготовительной недели к посту. Эти события всего лишь совпали по времени. Православный религиозный просветитель XVIII века святитель Тихон Задонский учил: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно». В эту неделю принято настраивать душу на грядущий Великий пост: в храмах начинаются великопостные службы и молитвы. Масленица же произошла от языческого ритуала провода зимы и сопровождается народными гуляньями и сытными застольями. Сегодня вряд ли кто-то вкладывает в неё духовный смысл и видит в блине символ солнца. Масленица стала этнокультурным явлением, ставшим народной традицией.

Путаницу в понимании того, какие праздники имеют отношение к христианству, можно заметить не только на примере Масленицы. Для многих Пасха, к сожалению, это всего лишь куличи и крашеные яйца, крещение – это троекратное погружение в прорубь и освященная вода, подготовка к Великому посту – это Масленица, а пост – перечень того, что можно есть в определенные дни, а что нет.

Для почитающих традиции мы чтим обычаи, чтобы приобрести чтущих традиции, не позволяя традициям управлять нами, но наполняем их Небесным смыслом

Апостол Павел писал: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1Кор 9:19-23). Апостол внимательно изучал традиции народов и использовал их, наполнив Божественным смыслом, для эффективной проповеди Радостной Вести. В настоящее время христиане также могут не ломать народные устои, но, используя культурные особенности каждого народа страны, доступно доносить людям Истину.

Масленица для многих – символ наступления весны и пробуждения, начала приближения Пасхальных дней. Практически каждый россиянин знает, что ежегодно в это время проходит Великий пост, но мало осведомлен о составляющих богоугодного поста:
— воздержание от сытной и вкусной пищи и развлечений;
— усиленная молитва;
— совершение шести дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице.

Через воздержание к пище и развлечениям человек учится сдерживать свои страсти, через молитву познает Господа, через добрые дела узнает себя, открывая в себе образ и подобие Бога.

Человек, созданный для жизни в свободе, плохо поддаётся системным ограничениям. В вопросах того, чем можно питаться во время поста, человек может смириться, но при выполнении чего-то более существенного в рамках строгой системы, определяющей образ жизни, возникают трудности в исполнении указанного. Если система даёт возможность хотя бы раз в год в Прощеное воскресенье попытаться примириться с родными и близкими, человек, почитающий себя свободным, но не наученный управлять собой, может никогда не решиться на это. С другой стороны, человек, имеющий в себе фундаментальную ценность жить в прощении, не будет ждать Прощеного воскресенья для примирения. Нет необходимости ожидать великопостных дней, чтобы проявлять дела евангельского милосердия, если они часть образа жизни, но и не нужно пренебрегать народными традициями, тем более высмеивать их.

Для почитающих традиции мы чтим обычаи, чтобы приобрести чтущих традиции, не позволяя традициям управлять нами, но наполняем их Небесным смыслом. Для пренебрегающих традициями мы ничего не навязываем, но своими поступками и отношением к людям проявляем Бога таким, Каким знаем Его лично, чтобы приобрести чуждых традиций. Мы для всех можем стать всем, чтобы совершить главное — быть соучастником Евангелия и спасти, по крайней мере, некоторых.

РОСХВЕ