140-летию евангельско-баптистского движения Тамбовской области был посвящен собор церквей ЕХБ

140-летию евангельско-баптистского движения Тамбовской области был посвящен собор церквей ЕХБ

Жизнь церкви

Декабрь

13

2022

Большое собрание посланцев церквей стало завершающим аккордом череды тематических просветительских акций юбилейного года: регионального фестиваля церковных хоров, духовно-просветительского концерта в областном краеведческом музее и Вечера памяти христиан, пострадавших за веру в Иисуса Христа и духовное возрождение Отечества.

Наши современники, люди мыслящие, неравнодушные к религиозно-общественной жизни, часто задают христианам-баптистам вопросы: «Как долго вы существуете в России? Где ваши следы в культуре, в истории страны? Чем вы отличаетесь от верующих других конфессий? Почему именно Тамбовский край славится тем, что на его просторах зарождалось множество религиозных течений разных толков?».

На соборе вкратце были озвучены некоторые ответы на вопросы такого рода. Два основных фактора повлияли на всплеск Богоискательства на земле Тамбовской: географическое положение и специфическое население.

Вдоль раздольных степей и лесных массивов проходили два оживленных тракта: Астраханский (ныне трасса Москва-Волгоград) и Моршанский. По этим дорогам курсировал торговый люд, купцы, предприниматели, библейские книгоноши, проповедники. Из Ставрополья часто наезжали в Тамбовский край известные овцеводы, братья Дей и Гавриил Мазаевы.

Они же проповедовали Евангелие в селениях, лежащих поблизости дорожного тракта и в Тамбове. Будучи выходцами из молокан, Мазаевы вели духовные беседы в местных молоканских общинах. В результате бесед большинство молокан сделали шаг к принятию евангельско-баптистского вероучения.

Тамбовские земли населяли вольнолюбивые казаки с Дона, беглые староверы, люди, ищущие сознательной живой веры, не отягченной внешними обрядами. Часть православного духовенство сочувствовала искателям Истины. А всплески гонений только увеличивали приток народа в религиозные общины. «Смотрите, эти верующие терпят страдания, идут в тюрьмы и ссылки, — значит их вера правильная?», — толковали простолюдины.

По ходу программы собора пасторы церквей области кратко делились своим опытом и нуждами, а хористы и музыканты возносили хвалу Господу, исполняя старинные и современные христианские гимны

Тамбовские баптистские церкви имеют самобытное происхождение. Они образовались на родной молоканской почве, без влияния со стороны иностранных миссионеров.

Коль предшественниками баптистов были духоборы и молокане, существенной частью богослужебных собраний которых было духовное пение, то и баптисты закрепили и стали развивать песенную, музыкальную традицию.

140-летний юбилей совпал еще с одной круглой датой – 75-летием непрерывного хорового служения. Поэтому в программу собора вошла и краткая страничка, связанная с историей музыкально-хорового служения.

Первые попытки создания хора были предприняты еще в начале 30-х годов прошлого века. Но неистовый разгул массовых репрессий привел к закрытию церквей.

Год 1947-й, когда наметилось некоторое смягчение государственно-церковной политики, стал отправной точкой для возобновления хорового служения. За организацию хора взялась Анастасия Столярова, отбывшая 10-летний срок лагерей за деятельную веру. Она давала уроки дирижирования Зинаиде Бастрыкиной (впоследствии, в замужестве Мукина), которая стала первым регентом во вновь организованном хоре. Много лет посвятили регентскому служению: Геннадий Мукин и его сын Владимир.

В те времена, советскими законами создание каких-либо оркестров в церкви строжайше запрещалось. Но в церкви нашлись отважные христиане, которые, несмотря на запреты, по инициативе пресвитера Михаила Цветкова, в условиях конспирации смогли организовать небольшой струнный оркестр. Михаил Цветков также вдохновил проповедников на устройство тайной библиотеки и тайных семинаров по повышению их квалификации. На встречах изучалось систематическое Богословие, труды Каргеля и других классиков русского баптизма.

По ходу программы собора пасторы церквей области кратко делились своим опытом и нуждами, а хористы и музыканты возносили хвалу Господу, исполняя старинные и современные христианские гимны.

Глубоко тронуло души участников собора известное песнопение «Житейское море», в исполнении трио из церкви города Первомайска во главе с пресвитером Леонидом Москалевым. От этого песнопения повеяло духом исконно русской печали о хрупкости земного бытия и неизбежности человеческих страданий в любую эпоху.

С назидательным словом и информацией о многоразличном служении Российского Союза евангельских христиан-баптистов выступил Первый заместитель Председателя РС ЕХБ Виктор Игнатенков. В основе выступления – слова Христа из Нагорной проповеди: «Вы – свет мира, не может укрыться город, стоящий на вершине горы» (Мф.5:14)

— Мир сотрясают кровавые конфликты, многие охвачены страхом, унынием, тревогой, сталкиваясь с силами тьмы, а мы призваны светить светом Христовым, светом Его Истины, — говорил Виктор Игнатенков. – А что значит «светить»? Светить – это действовать практически, повседневно, нести добро, любовь, надежду в Боге. Мы – Божьи дети, а это высшая привилегия. Наша цель – показать Христа, Его славу, Его вечное Царство, чтобы и другие люди увидели преимущество, счастье и красоту жизни с Богом.

О любви к Богу и к ближним гость проповедовал и на Воскресном торжественном Богослужении. В тот же день Виктор Игнатенков провел семинар с пасторами и активом церквей области. Говоря о пастырском служении, Игнатенков подчеркнул, что главное качество служителя – отцовское сердце, отцовская любовь. Только при этом условии можно обеспечить живую связь поколений и достичь взаимопонимания. Авторитет нельзя завоевать, его надо заслужить путем выстраивания христианских отношений и, делая свое дело.

Предельно насыщенная, содержательная и продолжительная программа собора позволила всем участникам ощутить свою принадлежность к большой семье, во главе которой — наш Спаситель, Господь Иисус Христос.

Владимир Попов.

РС ЕХБ