Первый в России Музей современного христианского искусства: между Церковью и светским миром

Первый в России Музей современного христианского искусства: между Церковью и светским миром

Церковь и общество

Март

21

2024

История, нынешнее положение и перспективы первого в России Музея современного христианского искусства оказались в фокусе внимания в Российской академии художеств (РАХ) – 18 марта в рамках научного семинара по древнерусскому и церковному искусству, который организован Отделением искусствознания и художественной критики, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, обсуждался доклад Анны Флорковской «Музей современного христианского искусства в ХХI веке. Лесосибирск-Москва». На семинаре вступил основатель и хранитель этого музея протоиерей Андрей Юревич, настоятель храма Архангела Михаила в Куркине, начальник архитектурного отдела ФХУ РПЦ, член Союза архитекторов России, почетный профессор МАРХИ.

Анна Флорковская – доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, завотделом искусства XX–XXI веков НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ. Во вступительном слове она отметила, что Музей современного христианского искусства – уникальное явление в культуре России нашего времени. На сегодняшний день он является единственным музеем в стране, где собрано современное светское искусство на религиозную тему. У этого искусства особое положение «между Церковью и светским миром», хотя многие создающие его художники работают и в церкви тоже. Православные образы преобладают в этой сфере искусства, но есть там и исламские, и буддистские произведения – «все богатство конфессий нашей страны находится в этом потоке», сказала Флорковская. Она напомнила, что за последние годы в России это искусство представлено рядом проектов: сибирские биеннале, выставки и лаборатории содружества «Артос», проект «После иконы» и др. «Чем больше будет таких проектов, тем больше у христианской культуры шанса для развития и процветания», – сказала Флорковская, отметив, что этот феномен еще не получил осмысления.

Тех, кто впервые слышит о Музее современного христианского искусства, локация «Лесосибирск-Москва» может озадачить, тем более что музея как такового сейчас нет ни в Лесосибирске, ни в Москве. Основатель музея протоиерей Андрей Юревич пояснил эту коллизию, предварив доклад Флорковской рассказом об истории музея, которая началась в 2000 г. Молодой священник, выпускник Московского архитектурного института, решил отметить юбилей христианства выставкой современного христианского искусства в Лесосибирске, где он к тому времени служил уже десять лет. Выставка пользовалась успехом, художники подарили о. Андрею некоторые работы, далее коллекцию удалось показать в Красноярске, в Сибирском отделении РАХ. В течение десяти лет в Сибири проходили биеннале современного христианского искусства, в выставках принимали участие художники из разных городов России и стран СНГ. Так возникло собрание произведений искусства, которые удалось разместить в здании школы в Лесосибирске. В 2011 г. о.Андрей был переведен в Москву, коллекция осталась в Сибири и была перевезена в Енисейский краеведческий музей. Это сибирская часть музея. А в Москве, как рассказал священник, к нему стали стекаться новые работы художников, которые работают в области современного христианского искусства. Разместить коллекцию негде, помещение под музей не предоставлено, ни спонсоров, ни собственных средств на это у о. Андрея нет.

Первая презентация этого музея в Москве состоялась в 2012 г. В течение ряда лет некоторые работы из коллекции удавалось показать на выставках на разных площадках столицы. Возможность создания стационарного музея в Москве обсуждалась в 2016 г. на круглом столе с участием известных священнослужителей и деятелей искусства. О. Андрей неустанно представляет свою коллекцию; подчеркивая не только художественную, но и миссионерскую значимость такого музея, он хочет, чтобы коллекция стала достоянием широкого круга людей.

Интерес к такому искусству высок. «Бывало, что залы выставки современного христианского искусства в Красноярске не могли вместить всех желающих», – подтвердила доктор искусствоведения, профессор Марина Москалюк, которая поддержала инициативу о. Андрея в Сибири, будучи в то время заместителем председателя Отделения РАХ «Сибирь, Урал, Дальний Восток». Она рассказала об энтузиазме включившихся в проект художников, о строгом отборе на биеннале, о погружении в тему христианского искусства студентов Красноярского художественного института. По ее словам, то, что начал о. Андрей, отвечало «внутренней потребности ищущих людей, и светские работы на христианские темы порой больше говорили людям, чем искусство в церкви, людям важно было что-то прочувствовать из инобытия».

Первая презентация этого музея в Москве состоялась в 2012 г. В течение ряда лет некоторые работы из коллекции удавалось показать на выставках на разных площадках столицы

Анна Флорковская в своем докладе представила краткий обзор современного христианского искусства в России. По ее словам, в этой области работают несколько десятков художников, которые представляют разные города и разные художественные школы, каждая из которых имеет свое собственное лицо. Искусствовед отметила различные подходы к интерпретации христианских тем: в работах некоторых авторов «преобладает иллюстративный момент»; другие изучают и переосмысливают древнее и средневековое христианское искусство; кто-то более склонен к передаче «личного эмоционального проживания библейских событий», а кто-то стремится достичь «умозрения в красках», передавая через живопись «богословское высказывание».

Докладчица продемонстрировала участникам семинара работы более десяти художников и кратко охарактеризовала каждого из них. Это скульпторы Сергей Некрасов, Сергей Антонов и Александр Смирнов, живописцы Сергей Элоян, Елена Черкасова, Ирина Старженецкая, Румяна Внукова, Сергей Александров, Татьяна Ян, Вадим Иванкин, Ирина Зарон, Ольга Шаламова, график Лилия Ратнер, мастер декоративно-прикладных техник Вера Калганова. Некоторые из этих художников работают для церкви, пишут иконы, другие подвизаются только в области светского искусства. «Но в нашей реальности ни церковное искусство не может существовать без светского, ни светское христианское искусство – без церковного. Современное искусство тянется к силе метафизического, которое заключено в церковном искусстве. Эти две сферы сосуществуют, обогащая друг друга», – сказала Флорковская, выразив надежду, что коллекция Музея современного христианского искусства будет служить той же задаче.

Виктор Барашков, кандидат философских наук, познакомил собравшихся с опытом музеев христианского искусства в Европе. Это собрание Ватикана (основано в 1973 г. и за полвека выросла в 9 раз), Галерея священника Отто Мауэра рядом с храмом св. Стефана в Вене, Музей собора в Вюрцбурге, епархиальный музей «Колумба» в Кельне и другие. Выступавший проанализировал разные подходы к собиранию и экспонированию коллекций в католическом и протестантском мире, их миссионерский потенциал, коснулся проблемы диалога церковных и «обычных» музеев. Что касается музея «Лесосибирск-Москва», то, пока у музея нет своего помещения, он предложил создать виртуальный музей, разместив в интернете не только произведения, но и информацию о художниках, интервью с ними и т.д.

Участники семинара не отвергли идею виртуального музея, но подчеркнули, что произведения искусства нужно воспринимать воочию, лицом к лицу, и фото на экране явно недостаточно. Очевидно, что первому в России музею современного христианского искусства необходимо помещение и штат. Искусствоведы и музейщики настоятельно рекомендовали составить профессиональную опись коллекции, издать каталог. Но пока в музее только один сотрудник – это сам о. Андрей, и ему одному эта работа не по силам. Однако он придает большое значение тому, что его коллекцией заинтересовалась Российская академия художеств, и не теряет оптимизма. «Мне кажется, появилась надежда, что наше дело выходит на новый уровень», – сказал в заключение он.

Благовест инфо