Возвращение к основам Реформации позволит обществу процветать

Возвращение к основам Реформации позволит обществу процветать

Церковь и общество

Май

2

2023

1 Мая — любимый весенний праздник, который вызывает предвкушение приятного отдыха на природе под долгожданными тёплыми лучами солнца. Праздник Весны и Труда — так он называется в России сегодня. Название, в самом деле, отражает всеобщее майское настроение: снега растаяли, загород манит на пикник, хочется походить босиком по траве и отдохнуть от труда. Но не все знают, как возник этот праздник, и почему сегодня нормой считается пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем.

В середине XIX века по миру прокатилась волна забастовок и стачек с основным требованием утвердить нормой восьмичасовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю. В итоге в память о демонстрации трудящихся в Чикаго, которая была жестоко разогнана властями 1 мая 1886 года, Парижский II Интернационал объявил 1 мая — Днём солидарности рабочих всего мира. Сегодня более 140 стран отмечают Первомай. В первые годы молодого Советского государства этот день именовали днем Интернационала, так как идея всемирного пролетарского интернационализма была одной из основных концепций возникновения и существования Советского Союза. Уже в 1928 году постановлением ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР для советских граждан были утверждены два выходных дня — 1 и 2 мая. В первый день в городах страны традиционно проводились демонстрации, на предприятиях организовывались митинги трудящихся, но на следующий день нового праздника идейная составляющая отходила на второй план, и народ устраивал массовые гуляния на природе. Полянки и пролески в округе были заполнены расположившимися вокруг импровизированных мест для отдыха советскими людьми. Застланные на траву народные скатерти-самобранки, на которых едва помещалось всё, что было принесено из дома, собирали вокруг себя друзей, родных и близких.

Суть социальных волнений, которые послужили причиной возникновения Первомая, сводилась к требованиям людей улучшить условия их труда. Ведь работа занимает основное время жизни человека. Отношение к работе и отношение к человеку на работе во многом определяют качество жизни в целом. Мало кто задумывается, что современная система капиталистического хозяйства, в которой существует мир, была сформирована христианским протестантским мировоззрением. Безусловно, экономическая система, не совершенна. Но ее основы, такие как неприкосновенность частной собственности, конкурентность рынка, где каждый может предлагать свои ресурсы, идеи, способности с целью получения прибыли, наёмный труд на договорной основе, гарантированные условия работы и его оплата — всё это возникло благодаря протестантскому пониманию жизни, отношению людей к труду как к возможности исполнить волю Божью и прославить Его на Земле.

Учение Лютера о всеобщем священстве включало два аспекта:
1) каждый христианин призван быть священником, это не удел избранных;
2) каждая человеческая деятельность является священнодействием

Взаимосвязь между протестантским мировоззрением и формированием современной экономической системой описана в классическом труде Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Ещё философ и теолог 13 века Фома Аквинский рассматривал труд и деление общества на множество различных профессий как реализацию Божественного плана мирового устройства. Великий реформатор, основоположник протестантизма, во многом определивший его теологию, Мартин Лютер развил эту мысль, выразив основную идею Реформации в том, что выполнение человеком жизненного призвания в рамках его мирской профессии и есть наивысшая задача его нравственной жизни перед Богом.

В большинстве своём люди знают пять тезисов Лютера, ставших основой протестантского богословия: только Писанием, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава. Но Мартин Лютер писал много ещё о чем. Один из его тезисов открывал Библейскую истину о всеобщем священстве. Суть её в том, что в глазах Бога нет разницы между духовной и светской работой — все виды человеческого труда способны прославить Творца. Лютер сказал: «Весь мир можно заполнить служением Богу — не только церкви, но и дома, кухни, погреба, мастерские и поля». Для протестантов мотивом любой человеческой деятельности является служение Богу, труд рассматривается как акт поклонения Ему. Уильям Перкинс, последователь Жана Кальвина сформулировал это так: «Истинным смыслом нашей жизни является служение Богу через служение людям». Протестантская теология учит, что работа призвана выполнить три основные задачи: прославить Бога, служить общему благу и проявить человеческое творчество.

Реформация, начавшаяся с публичной демонстрацией знаменитых тезисов Лютера, сыграла прогрессивную роль развития общества в целом. Пожалуй, сам основатель не мог предвидеть, насколько широко будет ее влияние. Идеи Реформации способствовали выработке новых подходов к проблемам политики и права, которые со временем стали школой демократических свобод. Возникли новые христианские течения, которые отвечали реалиям складывавшегося буржуазного общества взамен уходящего в прошлое феодального и оказывали воздействие на его хозяйственную и трудовую этику. Ослабление авторитета католического Рима создавало условия для развития и укрепления национальных государств и национальных церквей. Увеличение роли протестантского мировоззрения в обществе способствовало тому, что светская наука и культура получила большую возможность для своего свободного развития.

Все эти перемены стали возможными благодаря распространению главной идеи Реформации, которая заключалась в том, что каждому человеку отведена особая роль как свободной личности в его индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать перед Творцом за свои поступки. Это предоставляло человеку совершенно другого качества свободу в том, как он может распоряжаться своей жизнью, но при этом на него возлагалась гораздо большая личная ответственность за свой выбор перед Богом.

Почему идеи Реформации были способны настолько преобразить жизнь европейских народов? Надо понимать, что Европа XVI-XVII веков это христианский континент. Отношение людей к Богу определяло их отношение к жизни. Идея всеобщего священства, предложенная Лютером, изменила отношение простого человека к повседневному труду. Забота о доме, о детях, профессиональная деятельность — обрели духовный смысл и стали рассматриваться верующими людьми как служение Богу. Учение Лютера о всеобщем священстве включало два аспекта:

1) каждый христианин призван быть священником, это не удел избранных;

2) каждая человеческая деятельность является священнодействием.

На основании второго тезиса формировалась протестантская трудовая этика. Исполнение своих профессиональных обязанностей, как совершение акта поклонения Богу предполагает, что человек не может произвести некачественный продукт. Он не может лукавить на работе, тратя время напрасно. Он не может нарушить данное им слово при заключении сделки. В то время было нормой скреплять договорные обязательства простым рукопожатием без подписания бумаг. Исполнение данного уговора было делом чести в первую очередь перед Богом. Протестантская идеология предполагала не только уважительное отношение человека к своей работе, но и внимательное отношение к человеку труда. Именно этого требовали участники демонстраций в XIX веке, требуя почтительного отношения к себе в виде восьмичасового рабочего дня и пятидневной рабочей недели.

Протестанты учили, что труд в Божьем замысле не был установлен как наказание за грех, но как возможность по-новому раскрывать свои способности, уподобляясь в этом Самому Творцу. Такая жизненная позиция высвободила неведомый доселе потенциал инженерной мысли, благодаря чему человечество вошло в эпоху технического прогресса. Протестанты учили, что работать только для личного обогащения ограничивает развитие человека как личности. Протестантские теологи не были против хорошего заработка людей, но проповедовали, что достойный доход от работы даёт возможность человеку быть щедрым в помощи другим. Таким образом верующие являли миру любовь Бога. Закладывались основы движения благотворительности. Благотворительность становилась делом чести для обеспеченных людей.

К сожалению, мы видим, что многие основополагающие принципы Реформации сегодня забыты. Восприятие труда исключительно как способа личного обогащения стало причиной появления многих проблем, таких как коррупция, злоупотребление служебным положением, незаконные экономические схемы, различного рода аферы и прочее как, на уровне государств, так и на уровне простого обывателя.

Кроме того, неверное понимание предложенного Мартином Лютером тезиса о всеобщем священстве, привело верующих к тому, от чего, собственно, Лютер уходил. Призывая ко всеобщему священству лишь только в церковных проектах, лидеры замыкают деятельность человека только на церкви. А ведь основоположник Реформации призывал распространить Царство Божье на все сферы человеческой деятельности. Понимать всеобщее священство только в жизнедеятельности религиозной организации — ошибка, которая делает людей церкви оторванными от общества. Ведь в их глазах повседневные обязанности, такие как работа, воспитание детей, отношение к родным, имеют меньший духовный вес, нежели участие в церковных служениях.

Протестантская этика в профессиональной деятельности привела к тому, что во время Реформации протестанты являлись самыми надёжными и ответственными рабочими, способствовала установлению новых экономических отношений в обществе и техническому прогрессу. Мы знаем, какую важную роль сыграли протестанты в истории нашей страны. Протестанты в России развивали торговлю, строили заводы и верфи, реформировали армию, вносили весомый вклад в развитие русской культуры и образования. Мы можем с уверенностью говорить, что идеи Реформации востребованы и сегодня, спустя более чем полвека после её начала. А возвращение к основам Реформации позволит обществу процветать, в том числе и в экономической сфере.

РОСХВЕ