Церковь и общество
Ноябрь
29
2024
На пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора патриарх затронул тему современного образования.
Невежество — воистину корень многих зол. Церковь всегда выступала за развитие просветительской деятельности. «Свет Христов просвещает всех» — эти слова огненной строкой проходят не только через богослужения Великого поста, но и через всю миссию Церкви, которая свидетельствует о важности получения настоящих, глубоких знаний, качественного образования и нравственного воспитания. Именно поэтому мы с осторожностью относимся к звучащим сегодня предложениям ограничить среднее образование восемью классами, а высшее — тремя годами обучения. А прозвучали такие мысли и на достаточно высоком уровне.
Образование необходимо для формирования цельной и гармонично развитой личности, для раскрытия в человеке образа Божия, заложенного с рождения. Не устаю напоминать об этом важном смысле слова «образование». Если образование и культура не воспитывают в человеке доброту, совестливость, любовь к Отечеству, то возникают тревожные вопросы: в правильном ли направлении вообще они развиваются? точно ли служат благу народа?
Как так получается, что у части заканчивающих государственные школы или вузы молодых людей формируются ценности, чуждые нашей духовной культурной традиции? Они не испытывают любви и даже уважения к России, к ее истории, с нескрываемым презрением отзываются о русском народе и даже о русском языке. Таких, конечно, пока меньшинство, но, к сожалению, это немаленькое меньшинство. Почему из государственных вузов, содержание которых обеспечивается за счет средств национального бюджета, пополняемого простыми налогоплательщиками, то есть всеми нами, выходят в том числе и русофобы? В то время, когда страна находится в очень непростом положении, обороняясь от многих, кто желает, как мы говорим, расчленить и погубить единый народ.
Эти вопросы перестанут быть риторическими, если мы посмотрим, какие ценности могут прививаться молодому поколению педагогами с «широкими взглядами на жизнь», как они сами себя называют.
В январе этого года, выступая перед нашими парламентариями в Совете Федерации, я делился с ними своей озабоченностью относительно преподавания литературы в школе. С учетом литературоцентричности всей русской культуры данный вопрос имеет ключевое значение — в первую очередь для формирования ценностных ориентиров подростков, их моральных качеств и жизненных устремлений. И вот учитель, зная это, выбирает для детского чтения современные произведения, которые рассказывают о нормальности неполной семьи, внебрачных связей или романтизируют противоестественную однополую любовь. Может ли подобный сомнительный круг чтения сформировать у человека твердые нравственные убеждения? Ответ очевиден: конечно, нет!
Современная детская литература и ее качество — это предмет особого рассмотрения. Насколько мне известно, в последнее время были даже специальные исследования для выявления тем, поднимающихся в детских книгах. И среди этих тем обнаружились такие, как идеализация предательства, человек как животное, отвержение традиционных социальных ролей в семье, нормализация любых отклонений, «живи здесь и сейчас, не думай о будущем»… Безотносительно того, насколько корректными были выборка книг и методика самого исследования, большую тревогу вызывает тот факт, что такие книги в принципе присутствуют в предлагаемом для детей чтении. Схожая ситуация наблюдается и в области детской мультипликации.
Образование необходимо для формирования цельной и гармонично развитой личности, для раскрытия в человеке образа Божия, заложенного с рождения
Все это похоже на какую-то — не побоюсь сказать — социальную шизофрению. С одной стороны, Церковь прикладывает большие усилия, для того чтобы укреплять традиционные духовно-нравственные основы жизни в нашем народе. Мы ведем активный диалог с законодательной и исполнительной властью: отстаиваем важные законодательные инициативы, боремся с пропагандой идеологии «чайлдфри» и защищаем права нерожденных детей, свидетельствуя о важности многодетности и укрепления института брака. И не только Церковь, но и многие общественные организации, да и большинство граждан, готовы защищать наши ценности.
И в это же самое время в части нашего общества, в государственных школах, вузах, в средствах массовой информации как бы невзначай, исподволь, насаждается и популяризируется совсем иная система ценностей, чуждая нашей культуре и духовной традиции. Получается, что одной рукой мы созидаем и собираем, а другой — расточаем и разрушаем. Что это? С одной стороны, продвигаем важные законопроекты по защите традиционной семьи, а с другой — не допускаем до телеэфира передачи про традиционную семью, снятые, в том числе, с участием представителей Церкви. Вот недавно — взяли и сняли такую передачу без объяснений. Зато нередко транслируются развлекательные шоу и другие программы, в которых без осуждения и даже без всякого сожаления говорится, как о чем-то нормальном, о разводах и нарушении супружеской верности. Шуточки, смешочки, якобы развлекательный контент, который подается не для выражения озабоченности, не как развал семьи, не как личная трагедия для родителей и детей, а как нечто не лишенное даже некой романтики.
Вспоминаются в связи с этим пронзительные слова нашего замечательного философа Василия Розанова, с болью и негодованием писавшего о тех, кто, презирая свою Родину, при каждом удобном случае вредит ей исподтишка: они внушают и «нашептывают нашим детям, что мать их недостойная, … что теперь, когда они по малолетству не в силах ей всадить нож, то, по крайней мере, должны понатыкать булавок в ее постель, стулья и диваны; набить гвоздóчков везде на полу»[2], чтобы она страдала и истекала кровью. Таких гвоздóчков, к сожалению, и сегодня рассыпается немало.
Я затронул лишь некоторые темы. Можно было бы сказать и о всеобщем снижении уровня грамотности, и о всё более редком навыке логично, ясно и красиво выражать свои мысли, о недостаточно высоком социальном статусе и авторитете учителей, о пугающей эпидемии сквернословия, охватившей в том числе и детей. Жутко слышать, как ребенок семи — десяти лет матом ругается. Всё это тоже очень важные вопросы.
Судьбы целых империй зависят от образования молодежи, свидетельствовал великий Аристотель, ибо где нет исключительного внимания к воспитанию, там и само государство терпит ущерб[3]. Вопросы образования и воспитания подрастающего поколения имеют ключевое значение для будущего нашего народа, а потому должны быть в фокусе особого, пристального внимания как государственных властей, так и общественности.
Всем нам, любящим русскую культуру, отстаивающим самобытность и духовный суверенитет русской цивилизации, каждому на своем месте, предстоит немало потрудиться, чтобы настойчиво, последовательно и решительно ограждать наше молодое поколение от влияния пагубных идей, которые реально угрожают будущему нашей страны.
В минувшие выходные евангелист Франклин Грэм поделился библейским посланием о Божьей любви и истинном значении Рождества с более чем 14 000 человек в Лаосе. Грэм в сотрудничестве с Лаосской евангелической ...
Второй фестиваль «Звезда Рождества», объединяющий искусство и помощь ближним, пройдет в Москве с 19 декабря по 22 января. Большинство сборов от концертов, выставок, спектаклей, ярмарок предназначены беженцам из Курской ...
4-5 декабря 2024 г. в Московской богословской семинарии ЕХБ состоялась ежегодная конференция Консультативного совета по образованию при Российском Союзе Евангельских христиан-баптистов (КСО) Тема встречи в этом году: «Богословие душепопечения». ...
Королевская почта Британии выпустила к Рождеству набор из 24 праздничных марок с изображениями величайших соборов страны в зимнем праздничном убранстве. В этом праздничном сезоне Королевская почта выпустила рождественскую коллекцию ...
Муниципалитеты должны сотрудничать с епархиями и взять заброшенные храмы под свою опеку. С таким предложением выступила в Совете Федерации руководитель Правового управления РПЦ игумения Ксения (Чернега). По ее словам, ...