Церковь и общество
Июнь
18
2024
Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства. На ней будут представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и воздухи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. Среди уникальных экспонатов – палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и предположительно имела поминальное значение. Судя по изысканным пропорциям фигур и совершенной композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию произведений Андрея Рублева.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства
Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шелковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени – крупноформатные изделия вышивались от года до трех лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях. Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитье XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».
В экспозицию вошли памятники из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музея христианского искусства «Церковно археологический кабинет» Московской духовной академии и частных коллекций.
Куратор выставки – заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидатисторических наук Е. В. Давыдова.
Духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин) умер в 23.40 мск 15 марта, рассказал РИА Новости пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и ...
В Улан-Удэ представители центра духовно-нравственного восстановления «Найдал-Надежда» рассказали о своей деятельности по случаю успешного завершения студентами годичной программы «Равный консультант». 8 марта 2025 года курс окончили 12 человек, освободившись от ...
В Петербурге завершаются работы по реставрации Англиканской церкви Иисуса Христа. Здание, расположенное на Английской набережной, постепенно возвращает свой исторический облик, включая уникальные интерьеры и архитектурные элементы. Основные этапы реставрации ...
Калининградская выставка «Сотворение» номинирована на VIII Международную архитектурно-дизайнерскую премию «Золотой Трезини» как лучший реализованный проект временной или постоянной музейной экспозиции. Для Анненкирхе и арт-группы «Зерно» большая честь участвовать в ...
В ОП РФ проанализируют роль и статус женщины в семье и обществе, а также методы и формы сохранения традиционных ценностей 18 марта в 11:00 в Общественной палате РФ (Миусская пл., ...