Церковь и общество
Декабрь
26
2023
21 декабря в одной из аудиторий Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась очередная встреча литературного клуба, во время которой участники обсудили памятник итальянской и мировой культуры, написанный Данте Алигьери, «Божественная комедия».
В начале встречи ведущая клуба Мария Ширыхалова прочитала последнюю песнь произведения, в которой герой произведения — сам Данте — видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных, в которой он приобщается высшей благодати, достигая общения с Творцом.
Участники живо обсудили поэму и наметили для дальнейшего чтения и обсуждения сонеты Франческо Петрарки — великого итальянского поэта и писателя-гуманиста эпохи Проторенессанса
Один из участников клуба — студент I курса магистратуры Академии Никита Швед — рассказал о личности автора произведения и об особенностях той эпохи, в которую оно было написано.
Данте Алигьери написал свою поэму в период приблизительно с 1308 по 1321 год. Она делится на три части, или кантики, — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — каждая из которых состоит из 33 песен (34 песни в первой части «Ад», как символ дисгармонии). Вся она написана трёхстрочными строфами с особой схемой рифмовки, так называемыми терцинами. «Комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте, его последнее и самое зрелое произведение. В нём с наибольшей полнотой воплотилось мировоззрение поэта, который выступает как последний великий творец средних веков, продолжающий линию развития средневековой литературы.
По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространённый жанр в средневековой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя — рысь, лев и волчица, которые там на него нападают, являют собой три самые сильные страсти: сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; алчная и похотливая волчица — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (умершей возлюбленной Данте, которая предстаёт как символ Божественного Провидения). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а Божественная благодать (итал. Beatrice — благодатная) ведёт к вечному блаженству.
Издание 75-томной «Православной энциклопедии», фундаментального труда по истории христианства, будет завершено в следующем году. Об этом говорится в обращении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к участникам совместного заседания ...
25 и 26 октября в г. Самаре на базе Церкви «Дерево жизни» проходила Межконфессиональная конференция «Ценность семьи». В мероприятии приняли участие более 450 человек — пасторы и прихожане христианских ...
Кирилл Диденок – диджитал-продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM запустил подкаст по разбору Библии. Все началось в июле 2024 года с телеграм-канала, в котором Кирилл читал и разбирал Священное ...
31 октября протестанты отмечают День Реформации — событие, оказавшее революционное влияние на духовную, политическую и культурную жизнь Европы. Перевод Библии на немецкий язык монахом Мартином Лютером стал отправной точкой ...
Около 2,1 миллиона человек в Южной Корее в воскресенье 27 октября приняли участие в совместном богослужении в Сеуле, чтобы поддержать традиционный брак и семью и помолиться за свою нацию. ...