В Санкт-Петербургской Духовной Академии обсудили «Божественную комедию» Данте

В Санкт-Петербургской Духовной Академии обсудили «Божественную комедию» Данте

Церковь и общество

Декабрь

26

2023

21 декабря в одной из аудиторий Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялась очередная встреча литературного клуба, во время которой участники обсудили памятник итальянской и мировой культуры, написанный Данте Алигьери, «Божественная комедия».

В начале встречи ведущая клуба Мария Ширыхалова прочитала последнюю песнь произведения, в которой герой произведения — сам Данте — видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных, в которой он приобщается высшей благодати, достигая общения с Творцом.

Участники живо обсудили поэму и наметили для дальнейшего чтения и обсуждения сонеты Франческо Петрарки — великого итальянского поэта и писателя-гуманиста эпохи Проторенессанса

Один из участников клуба — студент I курса магистратуры Академии Никита Швед — рассказал о личности автора произведения и об особенностях той эпохи, в которую оно было написано.

Данте Алигьери написал свою поэму в период приблизительно с 1308 по 1321 год. Она делится на три части, или кантики, — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — каждая из которых состоит из 33 песен (34 песни в первой части «Ад», как символ дисгармонии). Вся она написана трёхстрочными строфами с особой схемой рифмовки, так называемыми терцинами. «Комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте, его последнее и самое зрелое произведение. В нём с наибольшей полнотой воплотилось мировоззрение поэта, который выступает как последний великий творец средних веков, продолжающий линию развития средневековой литературы.

По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространённый жанр в средневековой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя — рысь, лев и волчица, которые там на него нападают, являют собой три самые сильные страсти: сладострастие, гордыня, корыстолюбие. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; алчная и похотливая волчица — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (умершей возлюбленной Данте, которая предстаёт как символ Божественного Провидения). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а Божественная благодать (итал. Beatrice — благодатная) ведёт к вечному блаженству.

Санкт-Петербургская Духовная Академия