«Распятие» кисти Фра Беато Анжелико продано на аукционе Christie’s за рекордную сумму

«Распятие» кисти Фра Беато Анжелико продано на аукционе Christie’s за рекордную сумму

Во всем мире

Июль

11

2023

Самая разрекламированная картина сезона летних продаж на аукционе Christie’s относится к эпохе итальянского Возрождения — это «Распятие» кисти знаменитого доминиканского мастера Фра Беато Анжелико. Картина продано только что, 6 июля 2023 года, на Christie’s за более чем 5 миллионов фунтов стерлингов (около 6,4 миллиона долларов). Шедевр достался неизвестному покупателю, установив новый аукционный рекорд.

Подобно тому, как сенсацией 2017 года стал «Христос как Спаситель мира» Леонардо да Винчи, на картине Фра Анжелико также изображен Иисус Христос – но уже как часть сцены Голгофы.

Фра Анджелико умер примерно в то же время, когда родился Леонардо, в середине 15 века, и его почитали по всей Италии. Позднее он был причтен к лику блаженных Католической Церкви – отсюда прибавка «Беато» к его традиционному для Италии монашескому «Фра» («Брат») и имени. Появление на мировом художественном рынке крупной картины этого художника является исключительным событием.

Christie’s — тот же аукционный дом, который продал работу Леонардо шесть лет назад — это была самая дорогая картина из когда-либо проданных — за 450 миллионов долларов. Ее покупателем, вероятно, был наследный принц Саудовской Аравии. Это был не вполне понятный для «Хранителя священных городов Мекки и Медины» выбор, но для тех, у кого есть средства, содержание картины менее важно, чем степень знаменитости ее автора. Маловероятно, что Мохаммед бин Салман претендовал на Фра Анджелико, поскольку «Иисус как Спаситель мира» беспокоит нехристиан меньше, чем Иисус на кресте, отмечает информационное агентство CWN в материале, посвященном продаже «Распятия» Фра Анжелико.

Католическая идентичность Фра Анжелико намного глубже, чем у Леонардо. «Это вполне объяснимо, так как он был монахом Доминиканского ордена. Первоначально его звали Гвидо ди Пьеро, но мягкому характеру монаха-художника более соответствовало его позднейшее имя «Анжелико».

Все его известные картины религиозны. Многие из них находятся в монастыре Сан-Марко во Флоренции. Он прожил там большую часть своей жизни, делая фрески и картины для Сан-Марко и других католических монастырей и учреждений.

При жизни Фра Анжелико слава о нем распространилась по всей Италии. Два последовательных папы Римских были настолько впечатлены, что по разным поводам вызывали художника-монаха из Флоренции для работы над фресками в Ватикане. Именно в Риме он и умер, не дожив до 60 лет. Он был похоронен там, в доминиканской церкви Санта-Мария-Сопра-Минерва, несмотря на его сильную привязанность к Тоскане.

Художественная манера Фра Анжелико была тесно связана с его характером и духовным опытом. В отличие от многих художников сомнительной морали, Фра Анжелико вел безупречную жизнь и использовал живопись как форму религиозного поклонения. Он чувствовал, что был вдохновлен Богом, и немногие зрители не согласились бы с этим. Современники отмечали, что он плакал всякий раз, когда изображал Распятие Христово.

Christie’s — тот же аукционный дом, который продал работу Леонардо шесть лет назад — это была самая дорогая картина из когда-либо проданных — за 450 миллионов долларов

Даже в наш секулярный век сила его преданности Богу очевидна. Блестящий золотой фон алтарного образа, проданного на аукционе Christie’s, явно изображает божественное сияние. В картине много символизма, хотя часть его теряется среди завораживающих цветов и композиции этого образа высотой 25 дюймов. Примечательная деталь — над головой Христа изображен крошечный Пеликан, известный символ жертвоприношения Христа, с окровавленной грудью, которую он расклевал, чтобы накормить своих детенышей.

Фра Анжелико не всегда был так известен, как сейчас. На протяжении веков его слава потускнела, но затем снова возродилась в 19 веке вместе с возрождением интереса к глубоко духовному искусству раннего Возрождения.

Историки искусства, такие как Александр Линдсей, 25-й граф Кроуфорд, отстаивали то, что часто называли «католическим искусством», и Фра Анжелико был одним из его фаворитов. Джон Раскин был еще одним его сторонником, несмотря на сомнения в отношении самого католицизма. Больше всего воодушевлялся творчеством Фра Анжелико писатель и художник, который потом стал католическим кардиналом, — Николас Уайзман, первый католический архиепископ Вестминстера. Он сравнил «совершенство добродетели» Фра Анжелико с «совершенством христианского искусства».

Во время взрыва энтузиазма в отношении итальянских «примитивистов» в 19 веке многие коллекционеры в Великобритании и США приобрели работы, которые редко можно будет снова увидеть в продаже. До сих пор работающая в Лондоне и Нью-Йорке Colnaghi является старейшей коммерческой галереей в мире, которая проявляет давний интерес к Фра Анжелико.

Джереми Ховард из Colnaghi является выдающимся авторитетом в этом вопросе. Перед аукционом Ховард сказал CNA, что «картины Фра Анжелико на рынке редки — в этом столетии было только три продажи — а повторные открытия еще реже».

«Настоящее «Распятие» было опознано в 1996 году», — продолжил он. — «Вероятно, оно было приобретено в ранний викторианский период лордом Эшбертоном во времена пылкого религиозного возрождения… Но вам не нужно быть религиозным, чтобы оценить красоту и чистую эмоциональную привлекательность этой очень ранней работы одного из великих первопроходцев итальянского Возрождения».

Последнее слово, пожалуй, должно быть за папой Иоанном Павлом II, который в 1982 году причислил Фра Анжелико к лику блаженных. Motu proprio папы Римского предварялось цитатой из Джорджо Вазари. Он так описал «Беато» Анжелико (именно так его всегда называли в Италии): «Тот, кто делает дело Христово».

Седмица.Ru