Во всем мире
Август
2
2023
Было время, когда Ватикан отдавал приказы о цензуре, запрете и даже сожжении Талмуда и других текстов на иврите. Теперь же в Ватикане ведут диалог и осуществляют сотрудничество с еврейскими лидерами, в том числе – с помощью новой межконфессиональной учебной программы, сообщает CNS.
Около 20 еврейских и христианских ученых начали трехмесячный смешанный курс в середине июля в Ватиканской библиотеке, чтобы изучить более 800 древних еврейских рукописей, созданных с 9 по 16 век и хранящихся в Ватиканских коллекциях.
Открывая программу на пресс-конференции в зале библиотеки Барберини 19 июля 2023 года, Клаудио Пшемиарауэр, президент Латиноамериканской раввинской семинарии, назвал совместную инициативу Ватикана и возглавляемой им семинарии «исторической».
По его словам, ученые-студенты разного происхождения и вероисповедания «будут следить онлайн и очно за лекциями выдающихся еврейских и христианских экспертов и учиться вместе, чтобы делиться своими духовными и академическими интересами и расти».
Архиепископ Анджело Зани, архивариус и библиотекарь Ватикана, сказал, что Библиотека Ватикана, открытая для квалифицированных ученых со всего мира, является местом встреч и диалога в соответствии с акцентом Папы Франциска на «создании более братского мира посредством образования и предоставления мест для разных людей культуры».
«Уникальная инициатива возникла благодаря щедрости Папы Франциска», – сообщил раввин Ариэль Штофенмахер, ректор Латиноамериканской раввинской семинарии в Буэнос-Айресе.
«Будущий папа, кардинал Хорхе (Бергольо) был хорошо знаком нам по семинарии, которая является важным центром еврейского академического и духовного образования в Латинской Америке», – сказал раввин Ариэль Стофенмахер. В то время семинарию возглавлял близкий друг Папы – раввин Авраам Скорка.
Когда раввин Штофенмахер возглавил делегацию раввинской семинарии, чтобы посетить Рим в декабре прошлого года, «папа спросил нас, что мы хотим сделать конкретно во время своего визита». «И я сказал, что хочу посмотреть рукописи в библиотеке, потому что это наше наследие», – отметил Ариэль Штофенмахер.
Увидев Ватиканскую коллекцию, раввин Штофенмахер, по его словам, подумал: «Мы должны сделать больше. Поэтому мы предложили папе и префекту (библиотеки) составить программу, которая использует это абсолютное богатство, которым обладает здесь Ватикан».
«Они удивительно согласились, и вот мы здесь! Это похоже на сбывшуюся мечту», – сказал раввин.
Хотя коллекция Ватиканской библиотеки не является одной из самых больших, она является одной из самых важных в мире, особенно в том, что касается рукописей на иврите, сказал раввин Дэвид Голинкин, президент Института Шехтера в Иерусалиме, родившийся в США.
Ватиканское собрание включает: важные комментарии к различным частям Талмуда; одну из двух рукописей Иерусалимского Талмуда в мире; рукопись Сифры 9-го или 10-го века, которая является «самым старым из существующих мидрашей и, возможно, самой древней из существующих рукописей на иврите, кроме свитков Мертвого моря», — сказал Дэвид Голинкин.
«Одна из причин, по которой эти ранние рукописи так важны, заключается в том, что они отражают богатое разнообразие еврейских традиций и учений», — отметил раввин Клаудио Купчик, старший раввин синагоги Бет-Эль в Сидархерсте, штат Нью-Йорк.
«Талмудические тексты передавались устно в текучей форме до довольно позднего времени, иногда после IX века, и эта устная передача допускала множество вариаций, которые затем записывались от руки в рукописной форме», сказал раввин Клаудио Купчик.
По словам раввина Купчика, с появлением печатного станка в 15 веке редакторам приходилось либо «сокращать» разные версии, либо выбирать только одну версию для печати. В то время как печать сделала тексты более широко и дешево доступными, «радуга вариантов текстов», найденная в «различных школах рукописей», была потеряна с печатной формой.
Более 800 древних еврейских рукописей, созданных с 9 по 16 век, хранятся в Ватикане
По словам Клаудио Купчика, печать также делает тексты уязвимыми для цензуры. «Некоторые издания Талмуда в прошлом подвергались цензуре (Католической) Церкви, и измененные тексты и отсутствующие отрывки можно обнаружить в оригинальных рукописях», — отметил раввин.
«Наконец, многое было потеряно из-за гонений и сожжений Талмуда», — сказал раввин Купчик.
Первое известное массовое сожжение Талмуда произошло в Париже в 1242 году по приказу короля Людовика IX Святого. Осуждения Талмуда были произнесены в течение следующих столетий рядом Римских пап, достигнув апогея во время Контрреформации и деятельности римской инквизиции.
Папа Юлий III приказал конфисковать и сжечь Талмуд и другие еврейские тексты, что привело к публичному сожжению 9 сентября на Рош ха-Шана в 1553 году на римской площади Кампо деи Фиори.
Сегодня медная табличка на итальянском языке с двумя цитатами на иврите отмечает это место в тени статуи, посвященной Джордано Бруно, философу и космологу, осужденному инквизицией и сожженному на костре на этой же площади в 1600 году.
По оценкам раввина Голинкина, «около трети еврейских рукописей в Ватикане были захвачены во время войны в Германии, я полагаю, в Гейдельберге в 17 веке в рамках военных кампаний между Испанской империей и протестантскими государствами».
Другие рукописи были конфискованы Католической Церковью у отдельных евреев по всей Европе и по всему Средиземноморью в разное время, сказал Голинкин. «Поэтому нет страны, куда их репатриировать, хотя теоретически они могли бы репатриировать их в конкретную семью, которой принадлежала рукопись. Но я не думаю, что это произойдет», — отметил раввин.
На данный момент рукописи на иврите хорошо сохранились, хорошо каталогизированы, доступны ученым онлайн и очно. А новая совместная учебная программа Ватикана и раввинской семинарии предлагает евреям и христианам изучать их вместе.
«Диалог и сотрудничество, со времени «Nostra Aetate» Второго Ватиканского Собора, позволяют нам заново открыть для себя не только богатство, которое мы можем извлечь из наших отношений друг с другом, но и богатство наших традиций и текстов», — сказал раввин Купчик.
«Тексты — это окно в прошлое, и в этом прошлом были замечательные благословения, а иногда и трудности», — сказал он. — «Нам нужно попытаться восстановить благословения и понять трудности прошлого, чтобы понять, почему все развивалось именно так, а не иначе, и какой выбор мы должны сделать для лучшего будущего».
Раввин Штофенмахер сказал, что эта инициатива — только начало, поскольку он призывает к аналогичной программе для мусульманских, еврейских и христианских ученых для совместного изучения исламских текстов Ватикана. «Когда есть сотрудничество, предела нет», — заключил раввин.