Археологи обнаружили граффити христианских паломников в Сионской горнице

Археологи обнаружили граффити христианских паломников в Сионской горнице

Во всем мире

Апрель

21

2025

Международная группа исследователей обнаружила десятки средневековых граффити, оставленных паломниками-христианами, в Сионской горнице, где, согласно Евангелию, состоялась Тайная Вечеря, сообщает La Brújula Verde.

Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:13), Сионская горница была не только местом совершения Тайной Вечери, на которой Иисус Христос умыл ноги 12-ти апостолам (Ин. 13:4-11) и установил Таинство Евхаристии (Мф. 26:26-29), но и местом, где пребывали апостолы в Иерусалиме после Тайной Вечери, а также первой христианской церковью. Кроме того, здесь произошли многие другие события, описанные в Новом Завете, в том числе некоторые из явлений Христа апостолам после Воскресения (Мк. 16:14, Лк. 24:36, Ин. 20:19-23, Ин. 20:26-28), собрания апостолов после Вознесения Христа (Деян. 1:13); избрание Матфия в число двенадцати апостолов (Деян. 1:15-26); схождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4) и первая апостольская проповедь святого Петра (Деян. 2:14-41). Возможно, в Сионской горнице также проходил первый собор Христианской Церкви — Апостольский собор (Деян. 15:1-34), состоявшийся около 50 года.

Здание, построенное на месте евангельской Сионской горницы, расположено на вершине горы Сион, вне стен Старого города Иерусалима, недалеко от Сионских ворот. За прошедшие века оно несколько раз разрушалось и перестраивалось. Ныне существующее помещение Сионской горницы было возведено францисканцами в XIV веке в готическом стиле, это второй этаж здания (по аналогии с первоначальной Сионской горницей), на первом этаже сейчас находится синагога с предполагаемой гробницей царя Давида, которая, скорее всего, является кенотафом.

Новое исследование стен помещения Сионской горницы проводилось исследователями из Австрийской академии наук (ÖAW) и Управления древностей Израиля (IAA). Используя передовые цифровые технологии, такие как многоспектральная фотография и визуализация с преобразованием отражения (RTI), исследовательская группа визуализировала граффити, которые до сих пор не были видимы невооруженным глазом. Результаты исследования, опубликованные в журнале Liber Annuus, показывают, что граффити были оставлены христианскими паломниками, посетившими Иерусалим между XIII и XV веками.

Одним из самых интересных открытий является обнаружение изображения герба, принадлежащего австрийскому дворянскому (впоследствии – баронскому) роду Тойффенбахов, родовые владения которых находились в округе Мурау в федеральной земле Штирия. Этот род известен с XII века (по другой версии – с XI века), и одна из его ветвей существует до сих пор. Сохранился принадлежавший этому роду замок Альт-Тойффенбах, построенный в середине XII века и перестроенный в конце XIX века, являющийся одним из старейших замков в Штирии.

Ныне существующее помещение было возведено в XIV в. францисканцами в готическом стиле

Герб Тойффенбахов, вероятно, был вырезан на стене Сионской горницы во время паломничества 1436 года, когда австрийский герцог Фридрих Габсбург — будущий император Священной Римской империи Фридрих III — отправился в Святую землю в сопровождении большой свиты из сотни австрийских дворян. Возможно, среди них был и Тристрам фон Тойффенбах, тогдашний глава рода.

Еще одним примечательным граффити является герб с подписью «Альтбах». Это изображение почти идентично гербу современного города с таким же названием, расположенного на юге Германии. Вероятно, рисунок был вырезан неизвестным паломником из местной рыцарской семьи. Над гербом нацарапано несколько изображений, относящихся к Тайной Вечере: чаша, блюдо и круглый кусок хлеба с отверстием посередине, напоминающий знаменитый иерусалимский бублик (каак аль-кудс), который до сих пор популярен в городе.

Однако не все граффити, обнаруженные в Сионской горнице, были сделаны выходцами из германского мира. Среди наиболее необычных — армянская эпиграфика, датированная Рождеством 1300 года, которая подкрепляет гипотезу о том, что царь Армении Хетум II и его войска достигли Иерусалима после победы над мамлюками, одержанной в битве при Вади аль-Хазнадаре в Сирии в декабре 1299 года.

Не менее значимым является обнаружение арабской надписи, которая читается как «…ya al-Ḥalabīya». Исследователи делают вывод, основываясь на двойном женском окончании, что это упоминание христианской паломницы из Алеппо, Сирия. Эта деталь, уникальная среди эпиграфических записей того времени, представляет собой редкое свидетельство участия женщин в паломничествах в Средние века.

На стенах Сионской горницы также можно увидеть имена и символы других выдающихся деятелей того периода, таких как Иоганн Полонер из Регенсбурга, который задокументировал свое путешествие в Иерусалим в 1421–1422 годах. Также был обнаружен рисунок углем с изображением герба влиятельных баронов Рюмлинген, родом из Берна. В совокупности задокументированные граффити демонстрируют большое географическое разнообразие: помимо Австрии, Германии и Армении, есть граффити паломников из Сербии, Богемии и арабоязычных христианских общин Леванта.

Особого внимания заслуживает надпись и рисунок скорпиона, сделанные в исламский период в честь суфийского шейха Ахмада аль-Агами. Шейх сыграл важную роль в истории Сионской горницы. Именно по его просьбе турецкий султан Сулейман I Великолепный изгнал францисканцев в 1523 году и превратил Сионскую горницу в мечеть, о существовании которой до сих пор напоминают минарет и размещенные на стенах панно с сурами из Корана.

Илья Беркович, научный сотрудник ÖAW и соавтор исследования, подчеркивает, что эти граффити «позволяют по-новому взглянуть на географическое разнообразие и сложность средневекового паломничества в Иерусалим, порывая с подходом, который доминировал в исследованиях до сих пор, согласно которому паломничества к Сионской горнице совершали только жители Западной Европы».

Работа по документированию и анализу граффити стала результатом тесного сотрудничества между академическими институтами Австрии, Израиля и Армении. Надписи, многие из которых были едва заметны на стенах, были подвергнуты цифровой обработке в лаборатории Цифровой библиотеки свитков Мертвого моря имени Леона Леви. Всего было идентифицировано около 40 эпиграфических элементов, включая пять гербов, что предоставляет беспрецедентную информации для понимания маршрутов средневековых паломников и истории Сионской горницы в Средние века.

Седмица