Выставка старообрядческих икон открылась в новосибирском музее

Выставка старообрядческих икон открылась в новосибирском музее

Церковь и общество

Декабрь

30

2022

В новосибирском музее Н. К. Рериха открылась выставка «Древнерусская и старообрядческая икона XVI – начала XX века», сообщает «Русская вера».
Как рассказала пресс-секретарь Сибирского Рериховского общества Надежда Грипич, более пятидесяти произведений иконописи музею предоставил Центр искусств Москвы. Работы созданы в различных иконописных центрах – Москве, Мстере, Палехе, Гуслицах, Невьянске, Ветке, Поволжье (в Романове-Борисоглебске и Сызрани), Поморье и Причудье. В собрании есть иконы, которые, кроме художественной ценности, имеют и мемориальное значение: например, икона «Святой Никола Чудотворец с избранными святыми» принадлежала семье Рерихов.

«В экспозицию вошли работы, ранее не представленные широкой публике. Все они тщательно подбирались, мы их находили в разных местах — на аукционах, частных коллекциях, галереях. Первая выставка состоялась в этом году в селе Верхний Уймон Республики Алтай, туда с конца XVII века перебралось много старообрядцев с Дона, Сызрани, Москвы. У осевших на Алтае семей были иконы, но, к сожалению, многие из пропали в разные годы — в период революции, войн, репрессий. Сейчас они «всплывают» на аукционах и в частных галереях», – отметил Андриан Мельников, основатель Центра искусств в Новосибирске.

Эксперт по культурным ценностям Минкультуры РФ, ведущий научный сотрудник художественного отдела музея «Новый Иерусалим» Наталья Мерзлютина провела экскурсию в день открытия выставки. По ее словам, определить, в каком центре (мастерской) была написана икона, порой очень сложно. Стилистические отличия старообрядческой иконописи от произведений, которые создавались мастерами, относившимися к официальному православию, вплоть до рубежа XVII–XVIII веков оставались практически незаметными.

Выставка «Древнерусская и старообрядческая икона XVI — начала XX века» проходит при поддержке Сибирского Рериховского общества и Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Из самых ранних работ на выставке следует отметить «Троицу Ветхозаветную («Гостеприимство Авраама») с избранными святыми на полях». Создание образа относится к древнерусскому периоду. Он был выполнен профессиональным мастером, работавшим в конце XVI – первой четверти XVII столетия в костромских землях. Иконография восходит к повествованию Книги Бытия о явлении пожилой бездетной семейной паре – Аврааму и Сарре – трех странников, предрекших им рождение сына. Подобные древние образы Троицы Ветхозаветной, написанные до церковного раскола, бережно сохранялись в среде староверов и служили источниками для копирования.

«Меня часто спрашивают: «Можно ли икону хранить в музее, показывать на выставках?» Важно, какому делу она служит. Конечно, прежде всего икона – это образ для молитвы. Но она служит и делу просветительства, утешения. Возможно, человек, придя на выставку, просто утешится и уйдет в лучшем настроении и с надеждой на светлое будущее, – отметила искусствовед Наталья Мерзлютина.

Выставка «Древнерусская и старообрядческая икона XVI — начала XX века» проходит при поддержке Сибирского Рериховского общества и Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Ознакомиться с ней можно до марта 2023 года.

Седмица.Ru