Во всем мире
Август
3
2024
В штате Нью-Мексико (США) вспыхнул скандал вокруг образа Иисуса Христа в виде индейца племени апачи, когда неразумный священник поставил индейцев перед выбором между католичеством и племенным наследием, пишет apnews.
Индианка Энн Мари Брилланте (Anne Marie Brillante), член приходского совета храма Святого Иосифа, никогда не думала, что однажды перед ней встанет тяжкий выбор между племенной гордостью и католицизмом. Для нее и многих ее сородичей из племени апачей-мескалеро в штате Нью-Мексико, которые уже не в первом поколении являются прихожанами миссии Святого Иосифа, племенная культура неразрывно связана с верой, и обе они равно священны. «Известие о том, что нас ставят перед этим тяжким выбором, стало для меня и многих других страшным потрясением», – говорит со слезами Брилланте.
Яблоком раздора стал большой образ Христа в виде индейца-апача высотой около 2,5 метра. Местная сплоченная племенная общины высоко чтит этот образ, написанный францисканским монахом Робертом Ленцем (Robert Lentz) в 1989 году. Христос Спаситель предстает на нем в виде жреца-мескалеро. Все эти 35 лет этот Его образ занимал почетное место за алтарем церкви под распятием как напоминание о священном союзе племенной культуры и веры.
26 июня тогдашний храмовый священник Питер Чуди Сикст Симеон-Агинам (Peter Chudy Sixtus Simeon-Aguinam) снял образ Христа и еще один образ меньшего размера с изображением индейской исполнительницы священного танца. Он также вынес из храма расписные керамические чаши, сосуды и плетеные шкатулки, поднесенные старейшинами племенного союза пуэбло для Святых Даров. Брилланте говорит, что священник вынес эти образы и утварь в то время, когда в регионе бушевали лесные пожары, которые унесли две жизни и уничтожили более тысячи домов. Корреспонденту Associated Press не удалось получить пояснения по этому поводу от епархии Лас-Крусеса, которая курирует миссию.
В тот день потрясенные прихожане, пришедшие на урок катехизиса, увидели пустую стену за алтарем и первым делом подумали, что образы и дарохранительницы кем-то украдены. Однако позже из епархии сообщили Брилланте, что образ сняли и вывезли по указанию епископа Петра Балдаккино (Peter Baldacchino) в присутствии епархиального менеджера по рискам. Епархия вернула образы и дарохранительницы только после бурного возмущения в общине и острой реакции в местных СМИ. Епископ отстранил отца Симеона-Агинама и назначил другого священника. Однако Брилланте и ее соплеменники считают, что этого мало для исцеления последствий духовного насилия и потрясения.
Местный священник поставил индейцев перед выбором между католичеством и племенным наследием
«Бывший священник своими действиями разбередил старые раны, – говорит Брилланте. – Многие в племени восприняли вынос образов и дарохранительниц как стремление очистить общину от языческих обычаев, что сорвало процесс примирения, начатый папой Франциском в 2022 году». Тогда понтифик принес сенсационные извинения коренным народам за неблаговидную роль католической церкви в школах-интернатах, которые принуждали юных индейцев к ассимиляции в христианское общество, отрывали от родной культуры и исторических корней, разделяли семьи и лишали родного языка.
Пресс-секретарь Конференции католических епископов США уклонился от комментариев по делу апачей-мескалеро. Однако месяц назад конференция подавляющим большинством голосов одобрила пастырскую программу служения коренным народам, в которой подчеркивает «ложный выбор», перед которым в прошлом ставили католиков-индейцев — между верностью племенной культуре или католичеству. «Мы заверяем вас, как католические епископы Соединенных Штатов, что вы не обязаны выбирать одно или другое, – гласит программа. – Вы являетесь и тем, и другим». Индейцы признают, что ряд бывших священников миссии понимали и уважали это слияние культуры и веры, и лишь недавно отец Симеон Агинам пошел на принуждение к «ложному выбору» в нарушение руководящих норм епископата.
Священник-францисканец Ларри Госселин (Larry Gosselin), служивший в церкви Святого Иосифа в 1984-1996 и 2001-2003 годах, вспоминает историю создания образа. «Я заручился одобрением 15 вождей мескалеро, после чего отец Ленц принялся писать образ и завершил его за три месяца упорных трудов, – говорит отец Госселин. – Он вложил в этот образ всего себя, после чего подарил его местной скромной церкви». Индейцы также чтят память отца Альберта Брауна (Albert Braun), который вложил много трудов в строительство здания церкви в 1920-х годах, глубоко уважал традиции апачей-мескалеро в своем служении и был настолько любим в общине, что его удостоили погребения внутри церкви близ алтаря.
Старейшины общины Гленда и Ларри Брусуэлас (Glenda, Larry Brusuelas) возмущены медлительностью и уклончивостью епархии в этом деле. «Для исправления этой ошибки и возмещения ущерба епископ должен принести публичные извинения, – считают Брусуэласы. – Недостаточно звонить или писать письма. Вы должны встретиться лицом к лицу с людьми, которым нанесли обиду, и дать гарантии, что такое никогда больше не повторится. Таковы традиции апачей».
Епископ Балдаккино провел двухчасовую встречу с приходским советом мескалеро после возвращения образов и дарохранительниц. Однако, по мнению Брилланте, он придал слишком много значения «поспешному» возврату образа – то есть внешней, а не внутренней стороне дела. Общине нужны признания нанесенного оскорбления и извинения. Впрочем, многие в общине не теряют надежду. «Нельзя не считать положительным шагом назначение епископом нового священника, который лучше знаком с культурой апачей, – говорит член приходского совета Памела Кордова (Pamela Cordova). – Мы должны дать епископу шанс проявить себя с лучшей стороны, показать нам свое искреннее желание все исправить».
Концепция «инкультурации» (выражения веры средствами местной культуры), поощрялась Католической церковью со времен Второго Ватиканского собора (с начала 1960-х годов), напоминает Крис Векси (Chris Vecsey), профессор религии и изучения коренных американцев в Университете Колгейт в Гамильтоне, штат Нью-Йорк. «Довольно странно и неприятно видеть столь неуважительное отношение к племенным традициям со стороны священника, поставленного в приход, – говорит в профессор. – Однако в его поступке сквозит давняя и неизлечимая боязнь смешения христианства с языческой символикой, которое якобы ставит под угрозу или оскверняет чистоту веры».
Диакон Стивен Морелло (Steven Morello), миссионер Детройтской архиепархии по служению индейцам, напоминает, что цель новой программы епископата США в исправлении ошибок прошлого. «Духовность и обычаи коренных народов и католическая вера имеют много общего, – говорит диакон. – Это, например, сжигание шалфея в обрядах коренных американцев и воскурение благовоний в католической церкви. Оба эти обычая служат очищению сердца и разума от всего отвлекающего, а дым курений поднимается к Богу. Мы помним также, что энциклика Папы Франциска о любви к Земле и окружающей среде «Laudato Si» провозглашает святость всего творения, а коренные народы свято блюдут этот принцип многие тысячелетия. Между духовностью коренных народов и католической церковью нет конфликта, есть только общность».
В Соединенных Штатах насчитывается более 340 приходов коренных американцев, и многие из них украшают церкви своими племенными символами и святынями. В каждом уголке церкви Мескалеро мотивы апачей органично сочетаются с католическими образами. Образ апачского Христа Спасителя украшает старинную романскую церковь, каменные стены которой достигают 27-метровой высоты. Аналой украшен изображениями вигвамов. На фреске у алтаря запечатлена Тайная вечеря, в которой Христос и апостолы предстают в образах и одеждах индейцев-апачей. Высокие короны, типичные для горных танцоров – так называемых «гахе» – видны повсюду на небольших образах Страстей Христовых и Воскресения.
Прихожанка Сара Каже (Sarah Kazhe) делится своим восприятием образа Христа Спасителя как индейца-апача. «В этом образе Иисус является народу мескалеро, – говорит католичка. – Иисус приходит ко всем народам в их землях и предстает пред ним в образах и одеждах, привычных и понятных этим народам. Нынешний образ жизни апачей уже немыслим без посещения церкви… Бездумный и святотатственный акт удаления священного образа унизил нас, дал нам понять, что наша любовь к образу и почитание ничего не значат».
Прихожане верят, что Создатель в преданиях апачей равнозначен христианскому Богу-Отцу. Недавно субботним вечером прихожане собрались, чтобы благословить двух девочек, достигших совершеннолетия. На церемонии присутствовали более сотни индейцев, а танцоры-гахе исполняли танец благословения. В свете полумесяца мужчины с раскрашенными лицами и коронами на головах танцевали под барабанный бой и песни вокруг костра. Женщины вместе с двумя девушками, облаченными в одеяния из оленьей кожи с украшениями, танцевали во внешнем круге. А утром многие участники обряда пришли на службу в свою церковь, украшенную образом Христа-апача.
На образе Христос запечатлен в виде жреца-мескалеро, встречающего солнце на священной горе Сьерра-Бланка. На Его левой ладони символ солнца, а правой Он держит погремушку из оленьего копыта. Надпись на языке апачей означает «Даритель Жизни», а традиционные греческие буквы в верхних углах означают «Иисус Христос». По словам отца Госселина, в образе притягивает взор каждая деталь, особенно глаза, устремленные вдаль, как принято у апачей при духовных обрядах. «Я чувствую, что творец образа получил вдохновение от Бога, – говорит священник. – Все наши прихожане ощущают через него священную связь со Спасителем. Этот образ издавна находит отклик в наших сердцах. Теперь, 35 лет спустя после водружения образа в храм, народ апачей сражается за него».
Папа Франциск встретился с участниками симпозиума, организованного Uniservitate – международной сетью католических вузов, продвигающих программы «обучения служением». «Ваша встреча, - сказал Папа, обращаясь к гостям, - представляет особый интерес ...
13-14 декабря 2024 года в Москве состоится Всероссийская конференция юристов, организуемая Централизованной религиозной организацией «Российский Союз Евангельских христиан-баптистов» при поддержке Адвокатского бюро «Славянский правовой центр». На конференции планируется обсуждение ...
Искусственный интеллект не сможет заменить священнослужителей из-за отсутствия у компьютерных программ души, не сможет совершать необходимые в христианстве таинства, считают опрошенные РИА Новости представители духовенства Русской православной церкви (РПЦ), ...
В аккаунте американского президента поинтересовались у подписчиков, согласны ли они с тем, что флаги BLM и Pride следует запретить в классах. В аккаунте новоизбранного президента США Дональда Трампа в ...
3 ноября в Выборге, Ленинградская область прошёл концерт хора центральной общины Адвентистов Санкт-Петербурга «Северное сияние». На мероприятии присутствовало более 50 гостей. В городском парке Выборга в далеком 1928 году ...