Состоялся круглый стол, посвящённый религиозной жизни Ленинграда в дни Блокады

Состоялся круглый стол, посвящённый религиозной жизни Ленинграда в дни Блокады

Церковь и общество

Февраль

1

2024

29 января в профессорской Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся круглый стол «Религиозная жизнь Ленинграда в дни блокады 1941–1944. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Организатором мероприятия выступило Историческое общество Академии.

В начале работы стола модератор, проректор по научно-богословской работе Академии протоиерей Константин Костромин поприветствовал присутствующих и огласил программу мероприятия.

Первым с сообщением о приходской жизни соборов в блокадном Ленинграде выступил доктор исторических наук, преподаватель Академии М. В. Шкаровский. Михаил Витальевич рассказал о том, что к началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь — это больше чем в любой другой епархии Советского Союза (в границах 1939 года), кроме Московской. К концу блокады оказалось 10 действующих храмов, из которых 6 принадлежали Московской Патриархии, 3 — «иосифлянам», 1 — обновленцам.

Докладчик подчеркнул, что уже с 23 июня 1941 года по инициативе митрополита Ленинградского Алексия все церковные приходы начали сбор средств на оборону города и нужды фронта. Немаловажным является и тот факт, что на протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах.

В конце доклада исследователь отметил, что впервые за все годы советской власти по поручению Президиума Верховного Совета СССР двенадцати ленинградским священнослужителям были вручены правительственные награды — медали «За оборону Ленинграда».

Организатором мероприятия выступило Историческое общество Академии

Следующим с сообщением об отношениях Церкви с властями в блокадном Ленинграде выступил доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Б. Н. Ковалёв. По его словам нападение нацистской Германии на СССР показало, что перед угрозой внешнего противника требуется консолидация всех сил. В этих условиях в июле 1941 года вышел последний номер газеты «Безбожник», и атеистическая пропаганда практически прекратилась. На смену ей пришел национальный патриотизм.

Борис Николаевич отметил, что идеологическим переломным моментом во взаимоотношениях между государством и Церковью стал фильм 1942 года, который получил сталинскую премию — «Секретарь райкома». Эту героическую драму о партизанском движении И. В.Сталин со своим окружением посмотрел в дни, когда отмечалось 25-летие Октябрьской революции. Особенно интересной представляется 29-я минута этого фильма, когда старый колхозник Гаврила Русов, награждённый тремя Георгиевскими крестами, говорит своим товарищам-партизанам, что получил их «За Веру, Царя и Отечество!».

С завершающим докладом о католической Церкви в блокадном Ленинграде выступила А. Л. Мудрик. Она заострила внимание на различии отношения властей к Католической и Православной церквам: если к Православной Церкви началось лояльное отношение, то отношение к Католической не стало снисходительнее. На момент начала войны она не была лишена «звания» «Враг народа», а обвинения в шпионаже и подозрения усилились. Это связано с тем, что большая часть католиков не были этнически русскими. Многие из них были иностранными подданными, по различным причинам оставшимся в Советском Союзе. Так, в 1942 году дважды возбуждались дела против прихожан церкви Французской Божией Матери: в первый раз за организацию группы католической молодёжи, во второй — по обвинению в обучении катехизису. В обоих случаях дело кончилось высылкой. Тем не менее, до лета 1942 года действующий католический священник в городе был, но он не имел возможности служить в храме. Это был отец Павел Хомич, выпускник Петроградской семинарии, рукоположенный в 1916 году.

Далее участники круглого стола перешли к обсуждению докладов. На обсуждение были вынесены такие темы, как готовность и функционирование храмов, молитвенных домов, епархий и духовных управлений к жизни в блокадном городе, изменение молитвенно-богослужебной жизни блокадного города и оценка вклада каждой из конфессий в сохранении жизни города на Неве в условиях блокады.

В завершение мероприятия отец Константин поблагодарил собравшихся и отметил, что материалы круглого стола будут опубликованы в журнале «Христианское чтение» (ВАК, 1 категория) после их расшифровки.

Санкт-Петербургская Духовная Академия