Церковь и общество
Май
10
2023
Выставка «Модерн в русской иконе» открылась 27 апреля в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Стиль модерн хорошо изучен в светском искусстве – архитектуре, живописи, скульптуре, графике, но модерн в православной художественной культуре – это пока terra incognita: заявку на серьезное изучение этой темы впервые представляет эта уникальная выставка.
В экспозиции представлены разнообразные памятники в стиле модерн: иконы и их оклады, киоты, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Впервые в одном пространстве можно увидеть памятники из собрания ЦМИАР, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии, Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, а также из многочисленных частных коллекций. Большинство из этих произведений посетители увидят впервые, они еще не опубликованы.
Благодаря выставке произошли чудесные «встречи» экспонатов: например, рядом оказались явно парные иконы, принадлежащие разным коллекционерам, или три киота, выполненные в одной знаменитой мастерской Оловянишниковых и тоже разбросанные по разным собраниям.
Стиль модерн получил распространение в последних десятилетиях XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где достиг своей зрелости к началу 1900-х годов, отметил Михаил Миндлин, директор ЦМИАР и один из кураторов выставки. «Время господства русского модерна в религиозном искусстве было недолгим, но ярким настолько, что споры об этом явлении ведутся до сих пор», – сказал он, подчеркнув, что пока не было ни одного фундаментального исследования в этой области, и понятие модерна в религиозном искусстве сегодня «недостаточно внятно артикулировано».
По словам Миндлина, стиль модерн «весьма синтетичен»: он интегрировал и творчески переработал элементы предшествующих стилей, начиная с эллинизма, использовал заимствования из древнеегипетского и дальневосточного искусства, многие элементы историзма, неоготики, романтизма, неовизантийского и неорусского стилей.
Выставка открыта для посетителей с 28 апреля по 16 июля
Куратор выставки Жанна Белик рассказала «Благовест-инфо» о характерных чертах стиля модерн в представленных экспонатах. По ее словам, их отличают повышенная декоративность, внимание к линии и цвету. Стилеобразующую структуру модерна во многом определяют орнаменты: куратор обратила внимание, что в них широко используются элементы раннехристианского искусства (катакомбы, мозаики Равенны), древнерусских миниатюр и белокаменной резьбы, раскрывается символика растений и цветов, присутствуют мифологизированные животные и птицы.
Особое внимание уделяется обрамлению икон: орнаментальная рама, резной или чеканный киот, сочетание в одном произведении металла, деревянной резьбы, перламутровой инкрустации, драгоценных или полудрагоценных камней, эмали, «витражный» оклад, который не закрывает изображение полностью, – все это отличает произведения русского иконного модерна. При этом сами образы могут быть написаны в разной манере – от живописной до традиционной. Ж. Белик пояснила, что на начало ХХ века приходится время открытия древнерусской иконы, и нередко реставраторы-иконописцы стилизовали новые образы под старое традиционное письмо. «Выяснилось, что древнерусская живопись очень хорошо сочетается с модерном, при этом в лучших образцах не было «соревнования» между художником, который пишет образ, и ювелиром, который делает киот», – сказала она.
Что же касается живописных изображений, то здесь «законодателями» стиля стали В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, известные работы которых использовались иконописцами в качестве образцов. В отдельной выгородке можно увидеть две живописные работы Нестерова (вариант «Отрока Варфоломея» и историко-легендарный сюжет времени осады Троице-Сергиевой лавры).
А триптих с изображением свв. Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба написан неизвестным мастером явно в подражание манере Нестерова. Ж. Белик рассказала, что подобные образы – с использованием среднерусского пейзажа в качестве фона, исторического костюма, характерных русских черт лиц – ориентировались на «социальный заказ», создавая в религиозной живописи образ «Святой Руси». Такие изображения создавали «национальный тип святости»; они должны были производить «эмоциональное впечатление» на зрителя, и эта задача решалась не только за счет психологизма ликов, но и за счет особого колорита – смягченного, нежного, без использования локальных цветов.
Оклады и киоты, выполненные на высочайшем технологическом уровне, демонстрируют лучшие образцы русского ювелирного искусства начала ХХ века, среди них – произведения, созданные по эскизам работавшего в стиле модерн художника С.И. Вашкова ведущими фирмами П.А. Овчинникова и Оловянишниковых. Каждая вещь на выставке имеет свою судьбу. Например, впервые представлен складень, принадлежавший дочери И.П. Оловянишникова Марии. В 1899 году она вышла замуж за поэта-символиста, переводчика и дипломата Юргиса Балтрушайтиса, в 1939 году семья переехала в Париж. В 2022 году складень был выставлен на аукционные торги, и, как рассказала Белик, российский коллекционер «победил Лувр», имеющий приоритетное право выкупа шедевров на аукционе. Так драгоценный складень вернулся в Россию. «Важно, чтобы предметы модерна возвращались на родину, потому что именно эта культура очень пострадала в период советской власти, в музейных собраниях очень мало таких предметов – раньше считалось, что они не имеют художественной и исторической ценности, а религиозное искусство вообще не считалось искусством. Сейчас мы собираем эти вещи по крупицам, в основном – в частных коллекциях, и сотрудничество музеев и коллекционеров очень важно», – отметила куратор.
Церемония открытия завершилась онлайн-включением из партнера ЦМИАР – Мемориального музея А.Н. Скрябина. День памяти великого русского композитора эпохи модерна как раз приходится на 27 апреля. По трансляции можно было услышать его «Поэму к пламени».
Папа Римский Франциск принял в пятницу на аудиенции президента Таджикистана Эмомали Рахмона, прибывшего с первым визитом в Ватикан. Беседа продлилась около 25 минут, сообщает ТАСС со ссылкой на Служба ...
Господь Иисус сказал, что, когда мы посещаем узников, Он принимает это так, словно мы посещаем Его Самого. Господь дал прямой наказ и благословение на тюремное служение в Его Церкви. ...
19–21 апреля на базе отдыха в п. Муранка Самарской области состоялась региональная встреча для женщин 25–50 лет под названием «Возлюбленная». 26 представительниц прекрасного пола вместе общались, слушали семинары, участвовали ...
Патриарший экзархат Африки издал на африканских языках Евангелие от Марка, а также разнообразную православную литературу, сообщает сайт экзархата. При финансовой поддержке главы издательства «Никея» Николая Бреева выпущено Евангелие от ...
5 мая 2024 г. в 17:00 по адресу ул. Лескова, д. 11 Церковь Голгофа приглашает разделить торжество Пасхи на концерте «Пасха: обещание Встречи» со Святославом Оводовым (композитором, поэтом, пианистом ...